Итальянский дворец А. Д. Меншикова - Морское инженерное училище императора Николая I - Дом офицеров. Военный институт (военно-морской политехнический) вунц вмф «военно-морская академия Ленинградское высшее инженерное морское училище

После ареста Меншикова дворец был передан в казну. Здесь располагалась Канцелярия кронштадтского канала, затем Таможня, потом другие учреждения.

31 мая 1771 г. после пожара Морского кадетского корпуса на ВО его перевели в кронштадтский Итальянский дворец, в связи с чем был проведен ряд перестроек. () Морской кадетский корпус размещался здесь с 1771 по 1798 гг. (Зеленой А.И....)

Здесь 15 февраля 1772 г. была освящена церковь во имя св. Николая Чудотворца. Одноименная церковь существовала при корпусе с 1761 г. и находилась в здании корпуса на Васильевском острове. В Кронштадте корпус оставался до 1796 г., когда его по указу Павла I вернули в Петербург. Церковь также перевели в новое здание в столицу. ( С. 185)

Император Павел Петрович, вступив на престол, обратил внимание на флот и повелел перевести морских кадет из Кронштадта в Петербург. Одновременно он учредил два Штурманских училища, одно для Балтийского, а другое для Черноморского флотов. Для помещения штурманских классов училища был назначен в Кронштадте дом, в котором до того помещался Морской кадетский корпус. (Зеленой А. И. Исторический очерк Штурманского училища 1798-1871, Кронштадт,1872. С.5-6)

В 1798 г. в Итальянском дворце разместилось Штурманское училище. В 1826 Штурманское училище было переименовано в Штурманскую роту, а 10 марта 1827 г. в Первый штурманский полуэкипаж. В 1829-1831 гг. был проведен ремонт дворца по чертежам арх. Э. Анерта. Интерьеры церковного зала оформил арх. В. Стасов. Одноярусный иконостас был вполнен в стиле классицизм.

В 1843 г. Николай I принял решение о перестройке здания. Комиссию по перестройке возглавил начальник Экипажа генерал-майора А. К. Давыдова. 19 мая 1843 г. был утвержден проект перестройки дворца арх. А. Н. Акутина.

По новому проекту к западному корпусу дворца была добавлена большая пристройка в 18 осей. Строение, соединявшее ранее западный и восточный корпус, было снесено, вместо него севернее построен новый крытый переход. С южной стороны дворового корпуса пристроена галерея. К корпусу, перпендикулярному каналу Петра Великого сделана пристройка в 8 осей для церкви. (. C.75-80)

Прежнюю церковь передали Учебному экипажу в Минихов дом, а в одном из помещений Итальянского дворца устроена новая домовая церковь, освященная 1 февраля 1847 г. Она располагалась в большом двусветном зале. За отсутствием звонницы, небольшой колокол был повешен на столбе во дворе училища.

Первоначально церковь, как и все храмы учебных заведений, состояла в епархиальном ведении и под наблюдением Министерства народного образования. В 1907 г. церковь была переведена в ведение Протопресвитера военного военного и морского духовенства. ( С. 186-187)

На стенах училища были установлены черные мраморные доски с именами убитых и умерших от ран штурманов, начиная с Чесменского сражения, и серые доски с именами погибших при исполнении служебного долга. ( С. 186)

В 1846 г. над центральной частью главного южного корпуса была запроектирована надстройка четвертого этажа в 11 осей. Над ним возводится астрономическая беседка.

По проекту арх. Реймерса 1847 г. на участке возводятся каменные здания служб - баня, прачечная, конюшня с сараями и ледниками.

Строительные работы продолжались с 1843 по 1848 г.

9 мая 1856 г. Полуэкипаж был вновь переименован в Штурманское училище, которое в 1867 г. было слито с артиллерийским, под названием Штурманско-артиллерийского училища. В 1872 г. оно и вошло в состав Технического училища Морского ведомства. (Зеленой А. И. Исторический очерк Штурманского училища 1798-1871, Кронштадт,1872. С.5-6). С 1898 - Морское инженерное училище Императора Николая I.

Для последнего был пристроен большой новый корпус, продливший главный фасад по Поморской (Макаровской) ул. на запад. Под углом с северной стороны пристроено еще одно здание. Фасады новых построек полностью повторяли старое здание, объединившись в одно целое.

В 1910 г. взамен устаревшей была выстроена новая сигнальная вышка несколько иного вида. (. C.75-80)

В 1926 г. в здании произошёл пожар, после чего проведена реконструкция, а само здание получило статус Дома офицеров.

Здесь же располался театр Балтийского флота. В 2011 г. театр перехал.

В 1974 г. началась реставрация Дома офицеров (Итальянского дворца). В процессе реставрации дворца удалены тамбуры, искажающие его фасады, восстановлены утраченные архитектурные детали (лепка на фронтоне и др.). (. C.131)

(текст Mary, Наталия)

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 545 «О мерах по совершенствованию структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» филиалы ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в городах Санкт-Петербург, г. Пушкин и Санкт-Петербург, г. Петродворец с 1 июля 2012 года переименованы в Военный институт (военно-морской политехнический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

ВВМУЗ не имеет аналогов в Вооружённых Силах России. Концепция политехнического образования пронизывает всю программу обучения курсантов в течение пяти лет. Особый упор сделан на первые два года. Именно в этот период независимо от избранной специальности курсанты получат мощный базовый уровень технических знаний, который смогут в полной мере использовать в дальнейший трехлетний период специализации. Через пять лет флот пополнится специалистами, имеющими прочный политехнический фундамент подготовки.

С практической и научной деятельностью ВУЗа неразрывно связано становление и развитие Российского флота. Из его стен за более двухвековой период вышла целая плеяда выдающихся ученых, конструкторов, инженеров-механиков. Благодаря их научной и практической деятельности в России был построен первоклассный парусный, паровой, а затем и ядерный флот. Выпускники училища проектировали, строили и обслуживали боевые надводные корабли, суда, подводные лодки Российского флота.

История института ведет свое начало с 20 (31) августа 1798 года, когда Законом Российской империи № 18634, Высочайше утвержденным императором Павлом I, в Санкт-Петербурге было основано Училище корабельной архитектуры — первое в мире военно-морское инженерное учебное заведение.

Училище неоднократно меняло свое наименование и дислокацию (более 130 лет оно размещается в Главном Адмиралтействе). Здания института в г. Пушкине были построены в ХVIII-ХIХ в.в., как часть г. Софии. До 1829 г. здания принадлежали Благородному пансиону Царскосельского Лицея, а затем в них размещался Александровский кадетский корпус, откуда воспитанники переводились в Морской кадетский корпус. В 1948 г. было принято решение о создании Высшего военно-морского инженерного училища имени В.И. Ленина.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 г. № 1009 путем слияния двух известных в стране учебных заведений — Высшего военно-морского инженерного училища имени В.И.Ленина и Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища имени Ф.Э. Дзержинского — создан Военно-морской инженерный институт, который в 2009 году присоединен к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».

В соответствии с постановлением «О кадрах командного состава ВМС РККА и о мероприятиях по расширению военно-морских учебных заведений» Реввоенсовета Союза Советских Социалистических Республик от 17 мая 1932 года при Ленинградском Военно-морском инженерном училище им. Ф.Э. Дзержинского была сформирована Школа связи ВМС РККА и подготовки «начальствующего состава связи» для ВМС. За годы своего существования, в стенах школы — училища — Военно-морского института радиоэлектроники имени А.С.Попова было подготовлено более 25 тысяч высококлассных специалистов.

В процессе обучения курсанты ежегодно проходят учебную практику на кораблях с посещением иностранных портов.

Военный институт (военно-морской политехнический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» занимает лидирующие позиции по подготовке специалистов ВМФ инженерного профиля.

Морское инженерное училище

(см. Военно-морское высшее училище).

  • - имени Ф. Э. Дзержинского, готовит офицеров-инженеров для службы на кораблях ВМФ по специальностям инженер-механик, инженер-электрик, инженер-кораблестроитель...
  • - имени М. В. Фрунзе, старейшее военно-морское учебное заведение по подготовке кадров для ВМФ. Ведёт свою историю от Школы математических и навигацких наук, создано Петром I в Москве...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - 1) инженерные боеприпасы, машины, механизмы и другие средства инженерной техники, а также инженерное имущество, применяемые при выполнении задач инженерного обеспечения боевых действий и состоящие на вооружении или...

    Словарь военных терминов

  • - определенная номенклатура вспомогательных и расходных средств инженерного вооружения. К И.и. относятся: конструкции инженерных сооружений промышленного и войскового изготовления...

    Пограничный словарь

  • - Расположенный в укрытии или в лесу склад инструментов, принадлежностей и материалов для инженерных работ по укреплению позиций...

    Архитектурный словарь

  • - см. Средства инженерного вооружения...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - среднее учебное заведение для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских училищах. Были созданы Тбилисское, Ленинградское и Рижское...

    Морской словарь

  • - журнал, издаваемый кавказским отделением Имп. рус. технического общества с 1901 г. в г. Тифлисе, а с 1904 г. в Москве, по 4 раза в год. Редакторы М. В. Карпович и Г. П. Педерий...
  • - так называется устраиваемое при постепенной атаке крепостей вблизи фронта атаки, но вне выстрелов с крепости, место для хранения необходимых при саперных работах инструментов и материалов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - имеет целью: а) приготовление офицеров на службу в строевые части инженерных войск и б) служить подготовительным заведением в И. академию...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Техническое училище морского ведомства...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Морской кадетский корпус...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - высшее учебное заведение ведомства путей сообщения, открытое в Москве 14 сент. 1896 г., на основании Высочайшего повеления 23 марта того же года, для подготовки по преимуществу практических деятелей по...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Инженерное училище...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - им. адмирала С. О. Макарова, втуз, готовящий инженеров-судоводителей, судовых инженеров-механиков и электромехаников, радиоинженеров, а также инженеров-гидрографов, океанологов и метеорологов. Свою...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Наука о постройке укреплений, обороне, атаке, о различных технических сооружениях...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Морское инженерное училище" в книгах

Глава II Инженерное училище

Из книги Достоевский автора Гроссман Леонид Петрович

Глава II Инженерное училище Но, жизнь любя, к ее минутным благам Прикованный привычкой и средой, Я к цели шел колеблющимся шагом… Некрасов В Михайловском замке«Меня с братом свезли в Петербург в Инженерное училище и испортили нашу будущность, - вспоминал под конец жизни

Военно-морское училище

Из книги автора

Военно-морское училище Поскольку в январе 1943 года я уже прошёл приписку и был признан годным к военной службе, проблема моего призыва в ряды действующей армии встала на повестку сегодняшнего дня. Я уже проводил на фронт всех своих одноклассников из ссылки. На участке

Глава VI. Поступление в Кронштадтское Морское Инженерное училище

автора

Глава VI. Поступление в Кронштадтское Морское Инженерное училище В сентябре 1900 г. я был принят на первый курс кораблестроительного отделения Инженерного училища. Из 50 державших конкурсные экзамены было зачислено 5 человек. Не попавшие по конкурсу на кораблестроительное

Глава VIII. Морское Инженерное училище в период завязки русско-японской войны

Из книги На «Орле» в Цусиме: Воспоминания участника русско-японской войны на море в 1904–1905 гг. автора Костенко Владимир Полиевктович

Глава VIII. Морское Инженерное училище в период завязки русско-японской войны 18 января 1904 г. Уже три дня в нашем училище царит необычайное возбуждение. Со всех сторон до нас доносятся слухи о нарастающих грозных событиях. Все говорят о том, что мы накануне войны с Японией.

Инженерное обустройство

Из книги Благоустройство территории вокруг коттеджа автора Казаков Юрий Николаевич

Инженерное обустройство Занимаясь обустройством загородного коттеджа и надворных построек, необходимо предусмотреть автономные системы отопления, канализации, водоснабжения, газоснабжения, электрификации. При строительстве новых, расширении и реконструкции

Инженерное оборудование

Из книги Летние кухни на садовом участке автора Страшнов Виктор Григорьевич

Инженерное оборудование Для создания комфортных условий при приготовлении пищи необходимо создать в летней кухне элементарные «системы» инженерного оборудования, включающие электроосвещение, плиту (или печь), водоснабжение и отвод использованной воды.Прежде всего

Инженерное обеспечение теплицы

Из книги Парники и теплицы. Строим и выращиваем автора Калюжный С. И.

Инженерное обеспечение теплицы Обогрев Для обеспечения нормальных условий культурам в теплице необходимо поддерживать на определенном уровне температуру воздуха и влажность.Минимальная температура в теплице составляет 18 °C. Используется обычно обогрев одного из

МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Из книги Академик корабельной науки автора Яновская Жозефина Исааковна

МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ Широко раскинулась Русь. Необъятны ее просторы. Но было время, когда эта великая держава не имела выхода к морю. За владение морем боролся Иван Грозный. «России нужна вода», - говорил Петр I. И он поставил целью своей жизни отвоевать для России воду и

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Из книги Армии Древнего Китая III в. до н.э. - III в. н.э. автора Попов И М

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО Великая Китайская стенаПервая централизованная китайская империя Цинь с самого своего основания в 221 г. до н. э. была вынуждена защищать свою огромную территорию от внешних врагов с севера, прежде всего от внезапных нападений стремительной

Инженерное обеспечение

Из книги Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне автора Военное дело Коллектив авторов --

Инженерное обеспечение Инженерное оборудование морских театров военных действий в годы войны требовало больших сил и средств, несмотря на то что оно велось в ограниченных по сравнению с довоенным периодом масштабах. В 1941–1942 гг. в основном осуществлялось

ВРЕМЯ РЕФОРМ. МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ

автора Зуев Георгий Иванович

ВРЕМЯ РЕФОРМ. МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ В конце 60-х годов XIX века в России началась реорганизация военно-учебных заведений. Менялась структура военной школы, методы преподавания и воспитания учащихся. Одновременно с этим в очередной раз изменялось и их название. Все кадетские

«…ИМЕНОВАТЬ ВПРЕДЬ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ МОРСКИМ КАДЕТСКИМ КОРПУСОМ»

Из книги Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг. автора Зуев Георгий Иванович

«…ИМЕНОВАТЬ ВПРЕДЬ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ МОРСКИМ КАДЕТСКИМ КОРПУСОМ» В 90-х годах XIX века началась бескомпромиссная борьба за передел мира, за колонии и сферы влияния, за территории, отдаленные от метрополий на тысячи километров. Германии, Англии, Франции и России срочно

Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище

Из книги автора

Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище В начале 50-х годов Советский Союз принял программу ускоренного строительства и обновления Военно-Морского Флота, подготовленную высшим руководством Военно-Морского Флота. Адмирал Флота Советского Союза

Военно-инженерное искусство

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Ленинградское высшее инженерное морское училище

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ Н. Г. Кузнецова от 15 декабря 1951 года в здании Морского кадетского корпуса, который был основан в 1916 году [ ] .

Первым начальником училища в апреле 1952 года был назначен инженер-контр-адмирал М. В. Королёв . К началу первого учебного года - 1 октября 1952 года - было создано два факультета. 30 апреля 1953 года в училище из Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского был переведён дизельный факультет.

Строительство главного здания учебного корпуса было завершено в 1960 году . Архитектурный ансамбль включает пять четырёхэтажных зданий, соединенных колоннадами с внутренними оранжерейными двориками. По размерам и объёму внутренних помещений учебный корпус является одним из крупнейших зданий (полный объём внутренних помещений - более 200 000 кубических метров) Севастополя.

Училище являлось основным центром подготовки офицерских инженерных кадров для океанского атомного флота . Учебное заведение обладало сильнейшим профессорско-преподавательским составом. Материально-техническая база подготовки корабельных инженеров-энергетиков для атомного флота СССР включала собственный исследовательский реактор ИР-100 , натурный бортовой комплекс ядерной энергетической установки подводной лодки 2-го поколения , полномасштабные тренажеры, исследовательские тепло-гидродинамические стенды, мощный вычислительный центр.

В училище велись научные исследования актуальных проблем корабельной ядерной энергетики, гидравлики , теплофизики на кафедрах и в научно-исследовательских лабораториях. Проводились научно-технические конференции, выездные сессии АН СССР по теплофизическим и гидродинамическим аспектам проблемы безопасности корабельных ядерных энергетических установок, заседания Научного совета АН по гидрофизике океана. С 1965 года в училище выходил «Сборник трудов СВВМИУ».

В 1985 году в училище был переведён химический факультет Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени С. М. Кирова.

За 40 лет из его стен было выпущено более 11 000 офицеров-инженеров; многие из выпускников были награждены правительственными наградами, удостоены государственных премий. Выпускники Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища на службе в ВМФ участвовали в ликвидации последствий аварий на атомных подводных лодках . Более двух десятков выпускников удостоены адмиральских званий .

Училище прекратило своё существование в 1992 году, после распада СССР , и было включено в состав . До присоединения Крыма к Российской Федерации инфраструктура Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища (здание морской практики, полигон живучести, водолазный полигон) была разрушена, частично пребывала в аварийном состоянии.

На базе СВВМИУ был образован факультет по подготовке специалистов для атомной энергетики Украины. 2 августа 1996 года постановлением Кабинета Министров Украины № 884 факультет был преобразован в (СИЯЭиП), которому передана инфраструктура ядерного реактора ИР-100 . В конце марта 2014 года ядерный реактор ИР-100 был остановлен и законсервирован . как Институт ядерной энергии и промышленности .

Согласно Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года предусмотрены средства для реконструкции учебного корпуса, который связан с работами в области энергетики .

В декабре 2017 года боевое знамя Севастопольского ВВМИУ передано на хранение в музей Черноморского флота .

В первой части, основанной на мемуарах В.П. Костенко «На “Орле” в Цусиме», хочется рассказать о том, как проходило обучение инженеров-кораблестроителей в Кронштадтском Морском Инженерном училище перед Русско-японской войной.

Особенности обучения

Все зачисленные в училище поступали на полное казенное иждивение. Первокурсники обоих отделений слушали лекции совместно, а разделение корабельщиков и механиков начиналось со второго курса.
Все принятые были обязаны по окончании училища прослужить во флоте 4 ½ года в покрытие расходов по их образованию и содержанию за 3 специальных курса.

Училище было закрытым учебным заведением, и присутствие воспитанников на всех лекциях было обязательным. Проверка успеваемости производилась периодически на очередных репетициях и на весенних переходных экзаменах после окончания учебного года (по двенадцатибалльной системе).

Ежедневно по окончании дневных занятий воспитанникам разрешалось отлучаться из училища до 11 часов вечера. По субботам же воспитанники имели право выезжать в Петербург до 11 часов вечера воскресенья.

Механики со второго года уходили в плавание по Балтийскому морю на судах учебного отряда Инженерного училища, а первый курс практиковался в Кронштадте на старой канонерской лодке «Туча».

На последнем — четвертом курсе кораблестроители и механики посвящали весь учебный год составлению дипломных проектов по специальности. Защита проектов и выпускные экзамены происходили при участии особой комиссии, назначаемой Главным Морским штабом.

Производство оканчивающих и их выпуск во флот проходил в торжественной обстановке в «царский день» 6 мая. Судостроители получали звание «младшего помощника судостроителя» с одной звездочкой на узком серебряном погоне, соответствовавшее чину мичмана флотских офицеров, и назначались на имевшиеся вакансии в военно-морские порты на постройку и ремонт кораблей. Механики выпускались во флот со званием «младшего инженер-механика».

В училище лекции начинались в 8 часов утра, и до 3 часов проходили ежедневно 6 лекций, а после 6 часов вечера начиналась работа в мастерских и лабораториях.

Так как лекции и собеседования с преподавателями обязательны, то учебные курсы обыкновенно усваиваются до репетиций и на подготовку к проверке времени почти не требуется.

Обязательная и хорошо организованная летняя трехмесячная практика закрепляет знания, накопленные при прослушанных теоретических курсах.

На отпуски и отдых за год уходит не более полутора месяцев, а на учебу остается 10 ½ месяцев.

При побудке в 6 ½ часов утра и окончании рабочего дня в 11 часов вечера ежедневно получается более 16 часов времени на лекции, занятия, чтение и прогулку.

Нельзя также не отметить то влияние, какое оказывает тесная связь с жизнью флота, порта и заводов. Флот воспитывает молодые кадры для себя. Курсанты в порту имеют доступ на все строящиеся, вооружаемые и готовые корабли, стоящие на рейде.

Воспитанники училища имели возможность в свободное время посещать новые корабли, изучать их внутреннее расположение и оборудование, получать последние сведения от личного состава. Эта живая и непосредственная связь с повседневной жизнью флота вовлекала как кораблестроителей, так и механиков еще со школьной скамьи в круг жизни флота и заставляла проникаться его актуальными задачами.

Судовые механики и офицеры всегда внимательно знакомили нас со всеми новинками в оборудовании кораблей. Это общение с личным составом флота втягивало молодое поколение специалистов в круг текущей жизни и интересов морских сил.

Вступительные экзамены

Из 50 державших конкурсные экзамены <на кораблестроительное отделение> было зачислено 5 человек. Не попавшие по конкурсу на кораблестроительное отделение могли при желании поступить на механическое. Механиков было принято 32 человека из 80 державших экзамены.

Практика после первого года обучения

Летом, после переходных экзаменов, кораблестроители выезжали в Петербург на трехмесячную производственную практику и распределялись по адмиралтейским заводам. По окончании летней практики производился проверочный экзамен комиссией инженеров Петербургского порта, после чего воспитанникам предоставлялся месячный отпуск.

Ежедневно в 9 часов утра мы отправлялись через Николаевский мост по левому берегу Невы на адмиралтейские заводы. Одна группа, работавшая на практике первый год, оставалась на заводе Нового адмиралтейства, а два других курса шли на верфь Галерного острова.

В первый год практики мы должны были за три месяца изучить постройку деревянных килевых шлюпок в шлюпочной мастерской, а затем ознакомиться с расположением и оборудованием всех цехов по холодной и горячей обработке листовой и профильной стали, идущей на постройку корабельных корпусов.

Далее в программу входило изучение плазовых работ и сборки корпуса на стапеле. К концу практики требовалось представить подробный письменный отчет, иллюстрированный копиями чертежей, эскизами от руки, рисунками и фотографиями. Для сбора всех сведений, копий чертежей и технических данных мы могли обращаться к инженерам в конторах строителей, к конструкторам в чертежных и к мастерам на постройках, а также ко всем рабочим у станков и сборщикам на стапелях.

Практика после второго года обучения

В 1902 г. <после второго года обучения> наши практические занятия сложились иначе. Нас прикомандировали к постройке броненосца «Орел», и мы попали к Михаилу Карловичу Яковлеву. Шла подготовка к спуску корабля, мы получили возможность видеть насалку фундамента, подготовку полозьев и сборку салазок между корпусом корабля и полозьями. Особый интерес представляла сборка копыльев в носу и корме.

До конца лета мы должны были изучить все внутреннее расположение броненосца, его вентиляционные и осушительные системы, затопление погребов и кренование корабля от кингстонов. Яковлев часто проверял наше знание всех схем корабельных систем. Этот второй год практики весьма расширил наше представление о всех взаимно связанных устройствах корабля и полнее осветил будущие обязанности корабельного инженера на постройке.

В течение лета нам также удалось ознакомиться с постройкой всех кораблей на других петербургских заводах. Мы присутствовали на спуске миноносцев с Охтенского завода Крейтона и посетили Невский завод, на котором были заложены легкие крейсера «Жемчуг» и «Изумруд», строившиеся по чертежам крейсера «Новик», заказанного в Германии на заводе Шихау в Данциге.

Практика после третьего года обучения, подготовка дипломных проектов

Прибыв на летнюю практику весной 1903 г. <после третьего года обучения>, мы получили задания на составление дипломных проектов, утвержденных руководителем по проектированию инженером Невражиным.

В свободное вечернее время летней практики мы начали проработку вопросов, подлежавших теоретическому и конструктивному решению в дипломных проектах, а на заводах и в технических бюро старались собрать предварительные сведения и заводские данные о весах разных корабельных конструкций и вооружения в обоснование своих проектных предположений. Требовалось также дать техническое обоснование выбранных типов кораблей, их вооружения и основных элементов.

Увлекшись этим проектом, я не воспользовался отпуском в 1903 г., а по окончании летней практики поступил в проектное бюро Балтийского завода и проработал в нем еще полтора месяца до начала осенних занятий в Кронштадте. Эта добавочная практика открыла мне доступ к заводскому техническому архиву и позволила собрать для проекта ценные материалы.

Когда начались очередные занятия на четвертом курсе, у меня вчерне уже определился весь проект, был составлен теоретический чертеж формы корпуса, общее расположение и основные конструктивные чертежи. Оставалось произвести все теоретические расчеты остойчивости при больших углах наклонения и расчеты непотопляемости при повреждениях.

Выпускные экзамены и защита дипломных проектов

В училище начался период переходных экзаменов, а наш выпускной курс кораблестроителей должен, кроме того, провести защиту дипломных проектов. Поэтому я из училища никуда не выхожу и ежедневно засиживаюсь в проектировальном классе до 12 часов ночи.

Защита назначена после всех выпускных экзаменов на 4 мая. 6 мая состоится производство, после чего всем новым кораблестроителям положено явиться по назначению и немедленно приступить к работе.

Наконец, кончилась вся экзаменационная горячка. Вчера состоялась защита наших проектов, на которой присутствовали специально приглашенные инженеры Кронштадтского порта. Вся наша группа в составе семи человек признана достойной производства и выпуска в состав корпуса корабельных инженеров флота. Мы получаем звание «младших помощников судостроителя» и являемся гражданскими чинами флота, как и морские врачи.

Уже сейчас мы приблизительно знаем, кто и куда попадет для дальнейшей службы. Я и Кутейников будем зачислены в Петербургский порт на адмиралтейские заводы. Мы сразу попадем на постройку новых кораблей. А двое из нашего выпуска останутся в Кронштадте. Остальные будут направлены в Севастополь и в порты финляндского побережья.