Пути решения борьбы с наркопреступностью. Курсовая работа на тему: Криминологическая характеристика наркопреступности Декриминализация преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ без цели сбыта

На заседании президиума Госсовета обсуждалась реализация государственной антинаркотической политики

«Речь - о повышении эффективности борьбы с наркопреступностью, - сказал Владимир Путин, открывая заседание. - От этого - все это хорошо понимают - напрямую зависит жизнь, здоровье большого количества наших граждан и, можно сказать, и национальная безопасность России».

Как отметил президент, с учетом того, «что основная масса так называемых тяжелых наркотиков поступает к нам из-за рубежа, необходимо усилить оперативную работу не только ФСКН, но и ФСБ, пограничной службы, всех, кто работает на границе по пресечению наркотрафика». Он подчеркнул, что дополнительные меры нужно принять и для предотвращения распространения наркотиков через интернет, использования информационной среды для втягивания в наркоманию новых жертв, особенно молодежи. России в последнее время, сообщил он, удалось сформировать тенденцию снижения потребления наркотиков, сократить смертность среди молодежи: «Если взять возраст от 15 до 34 лет с 2005 года по 2014 год, то смертность сократилась на 30 процентов по этой категории».

Вместе с тем, сделал особый акцент В. Путин, «ситуация с наркотизацией России остается непростой, не прекращаются попытки распространения наркотиков в регионах Российской Федерации, в том числе героина, поставляемого из Афганистана».

Глава государства пояснил: практика показывает, что успешная борьба с наркоугрозой напрямую зависит от тесного взаимодействия с соответствующими органами иностранных государств и международными структурами. «ФСКН (Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков - ред.) совместно с международными организациями должна активно выстраивать сотрудничество в сфере противодействия наркомании и наркобизнесу, - продолжил он. - Нужно использовать все авторитетные международные площадки, прежде всего ООН, Шанхайскую организацию сотрудничества, БРИКС, ОДКБ». При этом страны Североатлантического альянса, контингенты которых присутствуют в Афганистане, не идут на активное сотрудничество с Россией по противодействию наркоугрозе, добавил президент.

Отдельной темой в выступлении главы государства стал вопрос о создании национальной комплексной системы реабилитации наркозависимых. В. Путин отметил, что сейчас этим занимаются структуры гражданского общества, негосударственные реабилитационные центры - всего по стране более 500 таких организаций. «Полагаю, что необходимо включить их в формируемую национальную систему комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, - предложил он. - Поручение о создании такой системы было дано по итогам заседания президиума Государственного совета в апреле еще 2011 года, однако до сих пор не определен федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в сфере комплексной реабилитации наркопотребителей». Президент уточнил, что нет также и ресурсов обеспечения госпрограммы, предусматривающей создание самой национальной системы.

Глава государства напомнил, что до 1994 года реабилитацией наркозависимых занимались лечебно-трудовые профилактории, действовавшие тогда в системе органов внутренних дел: «Конечно, эта система была несовершенна, принудительной, как мы помним, со многими проблемами, и было бы конечно ошибкой попытаться ее копировать или воссоздавать в абсолютно прежнем виде. Однако очевидно, что саму систему социальной реабилитации нужно восстанавливать уже на новой основе и на современных подходах, но восстанавливать нужно».

В канун заседания газета «Коммерсант» опубликовала интервью с председателем Государственного антинаркотического комитета, директором Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктором Ивановым. Он, прежде всего, напомнил, что в 2009 году Советом безопасности России было принято решение, определившее, что наркопреступность носит глобальный характер и представляет угрозу национальной безопасности. На основании этого в 2010 году была разработана и утверждена президентом Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года.

«В нее заложено два основных положения, - пояснил глава ФСКН. - Это борьба с незаконным оборотом наркотиков, то есть противодействие их предложению. Чем меньше наркотиков на нелегальном рынке, тем лучше для общества. Вторым, не менее важным направлением стала борьба со спросом на наркотики. Потому что если спроса не будет, то незачем поставлять и реализовывать наркотики. Первая часть программы довольно успешно исполняется чисто полицейскими методами, а в реализации второй, реабилитационной, скажем так, мы подотстали».

Он сообщил о подсчетах экспертов ООН: каждый доллар или рубль, вложенный в реабилитацию, позволяет экономить в 10-12 раз больше. И привел пример, сказав, что ФСКН и МВД ежегодно привлекают к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, 140 тысяч человек. «Примерно 100 тысяч из них привлекается к уголовной ответственности за хранение наркотиков для личного потребления, то есть без цели сбыта, - продолжил рассказ В. Иванов. - При этом затраты на то, чтобы найти эти 100 тысяч человек, расследовать их дела и отправить по этапу, составляют 96 миллиардов рублей ежегодно. Мы же предлагаем потратить 1,5 миллиарда рублей на то, чтобы не сажать людей, а определить их в реабилитационные центры. И не надо быть финансистом, чтобы понять, что это значительно дешевле».

Потребитель героина в месяц тратит приблизительно 3 тысячи долларов на его покупку, то есть около 36 тысяч в год, сказал руководитель ФСКН. «А ведь он не зарабатывает эти деньги, а добывает их, совершая преступления, отнимая их у экономически активного населения, - подчеркнул В. Иванов. - Подспудно наркопотребитель понимает, что надо освободиться от зависимости, но не знает, как это сделать. И здесь ему должно помочь государство».

Отдельно руководитель антинаркотического комитета остановился на проблеме поставок наркотиков с Украины, чьи граждане, пользуясь безвизовым режимом, свободно въезжают на территорию нашей страны. «За первые пять месяцев этого года у нас почти на 50 процентов было больше арестовано граждан Украины, в том числе ранее судимых на родине за преступления, связанные с наркотиками, - указал он. - Наркотики, в том числе спайсы, как правило, имеют происхождение из Юго-Восточной Азии, а их распространителями, в том числе через интернет, все чаще выступают граждане Украины. В этих схемах задействованы и украинские банки. Мы зафиксировали, например, перечисления средств, вырученных от реализации крупных партий наркотиков, на счета «Приватбанка» Игоря Коломойского».

В материалах ФСКН говорится, что за первый квартал нынешнего года службой пресечено свыше 22,5 тысяч наркопреступлений. Из них две трети, или 14,2 тысяч, связаны со сбытом наркотиков, что на 8,1 процента превышает соответствующий показатель аналогичного периода прошлого года.

Органами наркоконтроля пресечено 408 фактов контрабанды наркотиков - рост на 8,8 процента, и 3048 фактов поставок наркотиков в оптовых партиях - рост на 5 процентов.

Изъятия органами наркоконтроля «синтетики» по итогам первых трех месяцев 2015 года возросли на 39 процентов и достигли 728 килограммов, гашиша - более чем в 1,5 раза, до 416 килограммов, изъятия героина сохранились на уровне аналогичного периода прошлого года и составили 567 килограммов.

Общая масса изъятых в первом квартале нынешнего года наркотических средств составила почти 5 тонн.

Как особо отмечается в материалах ФСКН, «в условиях широкого распространения синтетических наркотиков и эффективного противодействия трафику афганских опиатов проявляется тенденция реструктуризации российского наркорынка, обусловленная частичным замещением «традиционных» наркотиков, прежде всего героина, синтетическими, в том числе новыми психоактивными веществами».

С начала девяностых годов наркомания в России приобрела характер эпидемии, в страну начали активно поступать «тяжелые» наркотики - героин, кокаин, амфетамины, «экстази». На тот момент были ликвидированы действовавшие в СССР лечебно-трудовые профилактории, где осуществлялось принудительное лечение и трудовая реабилитация наркоманов и алкоголиков. В РСФСР таких учреждений насчитывалось более ста.

Сегодня с наркотиками связано 65 процентов всех преступлений в России, при этом до 80 процентов всех краж и мелких грабежей совершается наркопотребителями. По оценкам Государственного антинаркотического комитета, с разной степенью периодичности наркотики употребляют порядка 8 миллионов граждан России. Первым по популярности является героин, вторым - марихуана, третьим - синтетические смеси-спайсы. Общая сумма трат потребителей на наркотики оценивается в 4,5 миллиона рублей ежедневно, или до 1,5 триллионов рублей ежегодно.

По материалам РИА Новости, ТАСС, РБК, «Интерфакса», газеты «Коммерсант»

В первые годы Советской власти для лучшего контроля Декретом СНК от 8 апреля 1918 года «О передаче запасов опия» сырье, которое находилось на фармацевтических заводах России, было передано в распоряжение народного комиссариата финансов.

Предписанием Совета народных комиссаров от 31 июля 1918 года № 7206-7212 «О борьбе со спекуляцией кокаином», направленным для исполнения в структуры ВЧК, Московского Совета, народные комиссариаты юстиции и внутренних дел, здравоохранения, приказывалось: «...беспощадно арестовывать всех этих мерзавцев, наживающих деньги на полном расстройстве жизни и смерти огромного числа людей...». Под спекуляцией понималась любая операция с наркотиками, включая их хранение и перевозку.

Посевы опийного мака и заготовка опия сырца в медицинских целях имелись на территории Киргизии, входившей в Семиреченскую область. В Туркестане и на Дальнем Востоке посевы опийного мака уничтожались. Однако медицинский и полицейский надзор и контроль в годы гражданской войны и после нее был сильно ослаблен.

Запрет на алкоголь, ограничение его производства способствовали переключению части населения на наркотики. Владельцы аптек и фармацевтических предприятий, не желая примириться с экспроприацией собственности, организовали поставки на «черный рынок» большого количества наркотических препаратов, наживая прибыль и рассчитывая вызвать массовые беспорядки.

Принимаемые уголовные меры были достаточно жесткими. К 1926 году за счет местных ресурсов был прекращен импорт опия, его объемы удовлетворяли потребности отечественной медицины. С улучшением социально-бытового положения населения уровень наркотизма снизился. Этому также способствовал жесткий пограничный и таможенный контроль, сведение к минимуму туристического и служебного обмена с зарубежными странами.



Тем не менее, требовалось принятие определенных мер для усиления борьбы с хищением, спекуляцией и контрабандой опия.

Первый Уголовный кодекс РСФСР, принятый в 1922 году, не устанавливал ответственности за незаконные действия с наркотическими веществами. Этот правовой пробел некоторое время восполнялся применением уголовно-правовых норм по аналогии со схожими нормами.

На практике в отношении деяний, предметом которых выступали наркотические средства (хранение, покупка и продажа опия, трубок и других приспособлений для эго курения), применялась статья 215 УК РСФСР, которая устанавливала уголовную ответственность за изготовление, хранение, сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ в виде штрафа до 300 рублей золотом или принудительных работ.

Чтобы заполнить законодательный пробел, в сфере уголовной ответственности за действия с наркотическими средства в ноябре 1924 года было принято Постановление СНК РСФСР «О мерах регулирования торговли наркотическими средствами», согласно которому запрещалось свободное обращение в РСФСР всех сильнодействующих средств, разрушающих здоровье населения, кокаина и его солей, опия и его производных. Все наркотические вещества, из-за границы и с внутреннего производства, должны были поступать исключительно в Народный комиссариат здравоохранения и распределяться им, его местными органами при строгом учете и контроле.

22 декабря 1924 года ВЦИК и СНК СССР дополнили Уголовный кодекс РСФСР статьёй 140-д, которая предусматривала уголовную ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения. Также предусматривалась уголовная ответственность за содержание притонов для сбыта или потребления этих веществ.

Следует отметить, что данная статья была размещена в главе о хозяйственных преступлениях, т. е законодатель связывал общественную опасность этих преступлений с экономическим вредом, с нарушением государственной монополии на производство и отпуск определенных веществ и получением в результате незаконных доходов.

В Уголовном кодексе РСФСР 1926 года уголовная ответственность предусматривалась за незаконные операции с наркотиками по ч. 1 ст. 104, за незаконное изготовление и хранение с целью сбыта и сам сбыт кокаина, опия, эфира, других одурманивающих веществ. Санкцией было наказание в виде лишения свободы или исправительно-трудовыми работами на срок до одного года с конфискацией имущества или без таковой.

Эта статья была помещена в главу о преступлениях против порядка управления. Общественная опасность преступления состояла, по мнению законодателя, в нарушении установленного государством порядка производства и отпуска указанных веществ и препаратов.

В этот период проблема наркомании в нашей стране стала все реже привлекать внимание науки и общественности. Это произошло не вследствие уменьшения масштабов потребления наркотических средств, а в результате наложения официального запрета на проблематику наркомании. 27 октября 1934 года ВЦИК СНК СССР принял постановление «О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли», исключая посевы, необходимые для медицинских и научных потребностей.

Соответственно Уголовный кодекс РСФСР был дополнен статьей 179-а, устанавливающей уголовную ответственность за производство посевов опийного мака и индийской конопли без соответствующего разрешения и предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или исправительные работы сроком до одного года с обязательной конфискацией посевов. Эта статья была помещена в главу восьмую «Нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и порядок».

Локальные очаги наркотизма существовали до шестидесятых годов XX века в СССР в ряде районов Средней Азии и Кавказа. Постепенно начинает увеличиваться число наркоманов, стала расширяться география наркотизма, возросли его масштабы и темпы развития. Эти процессы происходили в условиях умолчания, что ослабляло внимание правоохранительных органов, общественности к этой проблеме. Не проводилось и соответствующих научных исследований.

Конвенции ООН по наркотикам составляют единую основу для законодательства по контролю за оборотом наркотиков, способствуют сотрудничеству правоохранительных органов разных стран в борьбе с наркомафией, помогают объединять информационные базы о наркоситуации в разных странах мира.

Началом следующего этапа борьбы с наркопреступностью было принятие Уголовного кодекса РСФСР 1960 года, где в соответствии с положениями Конвенции, предусматривалась уголовная ответственность за действия, связанные с распространением наркотических средств и психотропных веществ. Статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, помещались теперь в главу X «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения».

Уголовные дела возбуждались преимущественно в отношении потребителей, но не за потребление, а за незаконные действия с наркотиками - приобретение, хранение. И гораздо меньшая часть - в отношении распространителей.

К началу 80-х годов проблема наркомании в России обострилась, возросло число лиц, допускающих их немедицинское потребление. Незаконный оборот наркотиков превратился, в серьезную социальную проблему, которую можно было решить лишь на основе принятия и реализации государственной программы, сочетающей различные меры превентивного, социального, организационного, медицинского и правового характера. Но, несмотря на принятие в октябре 1982 года секретного постановления ЦК КПСС об организации борьбы с наркоманией, реальных практических мер не было принято.

Советское общество оказалось неготовым к противодействию массовому потреблению наркотиков, особенно в молодежной среде, репрессивные меры оказались безрезультатными. Принятое 30 января 1986 года постановление ЦК КПССС «О серьезных недостатках в организации борьбы с наркоманией», также не дало желаемого результата. Система образования, и здравоохранения, научные организации в связи с крайне недостаточным финансированием, отсутствием специальных кадров, неразвитой материально-технической базой не смогли быстро разработать и внедрить современные средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией.

К началу девяностых годов XX столетия была сформирована группа уголовно-правовых норм, составлявшая основу для борьбы с наркопреступностью. Прослеживается и влияние положений международного права на российское уголовное законодательство. Принимаемые меры по противодействию наркомании осуществлялись без надлежащей ресурсной поддержки со стороны государства и использования возможностей институтов гражданского общества.

26 июня отмечается Международный день борьбы с наркоманией. Он был учрежден в 1987 году Генеральной Ассамблеей ООН в знак выражения своей решимости усиливать деятельность и сотрудничество для создания международного общества, свободного от злоупотребления наркотиками. Спустя год была принята Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. По данным ООН, общий объем операций в наркобизнесе в 1989 г. оценивался в 500 млрд долл. США. Из них почти 85 млрд долл. «отмывалось», в том числе использовалось в качестве инвестиций. На сегодняшний день эти цифры существенно возросли.

Как борьба с наркоманией решалась в Советском Союзе, который ратифицировал Конвенции в сфере наркотиков (1961 г., 1971 г. и 1988 г.)?

БОРЬБА С НАРКОТИКАМИ В СССР

Советский Союз столкнулся с проблемой наркотиков на закате своего существования. Стратегию борьбы с наркоманией определял указ Президиума ВС СССР от 1974 «Об усилении борьбы с наркоманией» и ряд ведомственных нормативных правовых актов. Была выстроена четкая система профилактических и лечебно-трудовых мер.

Лечение хронических алкоголиков и наркоманов было введено в качестве вынужденного средства охраны и восстановления их здоровья, а также предупреждения преступлений и других антиобщественных проявлений со стороны этих лиц и являлась принудительной мерой административно-медицинского характера.

Согласно данного указа, лица, больные наркоманией, уклоняющиеся от такого лечения, подлежали направлению в лечебно-трудовые профилактории или лечебно-воспитательные профилактории для принудительного лечения на срок от шести месяцев до двух лет.

С 1990 года начинается крах существующей системы во всех сферах жизнедеятельности Советского Союза. Смертоносным ударом в борьбе с наркотиками, было заключение Комитета Конституционного Надзора СССР «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией». Было установлено, что Указ Президиума ВС СССР «Об усилении борьбы с наркоманией» не соответствует Конституции СССР, международным актам о правах человека по вопросу принудительного лечения и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Таким образом, в ходе перестроечно-либеральной эйфории под благое намерение защитить человека от отдельных или надуманных изъянов существовавшей системы лечения от алкоголизма и наркомании была открыта дорога в преисподнюю пороков, сломавших и погубивших миллионы судеб. Были приняты документы, в которых потребление наркотиков было приравнено к естественным правам человека. Соответственно, произошла декриминализация уголовного и административного законодательства, предусматривающие ответственность за немедицинское потребление наркотиков. По этой причине нет оснований ни удивляться, ни тем более, возмущаться существованием в стране такого количества наркотиков и наркоманов, коль сам образ жизни людей, призванный использовать социальные институты цивилизованного общества, не соответствует провозглашенным идеалам.

Вышеупомянутые события всем хорошо известны. Когда каждый день вносились изменения в действующее законодательство и Конституцию СССР 1977 года. Однако, здесь было уместно напомнить о них, поскольку с того момента начинается уничтожение существующего строя и шквал наркотиков по всей стране. Данный рассказ о борьбе с наркотиками в СССР помещен для того, чтобы дать информацию к следующему выводу о борьбе с наркотиками после уничтожения советского государства.

БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ СССР

Насколько парадоксально наше прошлое, настолько непредсказуемо будущее. Мы отказались от советской системы, но не смогли найти лучший путь борьбы с наркотиками. То есть мы вообще ничего не искали, а пустили все на самотек. На тот момент «демократу» Ельцину было не до борьбы с наркотиками. Шла полным ходом борьба за власть. Результат всем известен. Наивысшее выражение демократии и «общечеловеческих ценностей» - пальба из пушек по депутатам. В очередной раз народ соблазнился миражами импортируемой «западной демократии». Под этот шумок в страну ввозились тонны героина. Страна начинает жить по принципу: «Разрешено все, что не запрещено законом». О какой борьбе с наркотиками могла идти речь, когда в России потребление наркотиков стало считаться естественным правом человека. Принимаемые правящими компрадор-либералами решения привели к тому, что страну охватила героиновая эпидемия. Страна тотально села на иглу.

О наркоугрозе писали многочисленные СМИ, били тревогу специалисты, но мер по борьбе с ней не принималось.
В 90-е годы резко возросла преступность, а компрадор-либеральное государство уклонялось от выполнения социальных функций, провозглашенных Конституцией.

Утвердившаяся власть компрадоров привела к невиданной коррупции, к широкому подкупу чиновников, и в первую очередь тех, кто должен бороться с преступностью, что становится крайне опасным и для гражданина, и для государства.

В 1993 году страна ужаснулось от масштабов наркоугрозы, поэтому была разработана и принята Концепция государственной политики по контролю за оборотом наркотиков в РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г.), где главной задачей было сокращение оборота наркотиков и уменьшение числа наркозависимых.

Концепция - это всего лишь способ понимания явления или процесса, точка зрения на предмет. Она носит рекомендательный характер и соответственно под нее не предусмотрено финансирование. Страна прошла через героиновую эпидемию, множество смертей, тотальную наркоманию регионов, где раньше даже не знали про эту проблему. Некоторыми одиозными политиками и экспертами ставились вопросы о легализации распространения и употребления легких наркотиков. 17 июня 1997 г. петербургская газета «Смена» в информации: В Нидерландах наркотики делят на легкие и тяжелые» сообщает о том, что «с давних пор у каждого народа был свой наркотик… Из более 350 кафе Амстердама в 100 разрешена продажа «легких» наркотиков. В тоже время в Европе происходит консолидация противников легализации, сторонников антинаркотических конвенций ООН 1961, 1971 и 1988 гг.

Неуклонный рост наркопреступности, наблюдаемый на протяжении последних 10 лет после распада СССР, в конце концов заставил руководителей страны и правоохранительных органов задуматься о коренной перестройке правовой системы. Были приняты новый уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный кодексы, а также серия примыкающих к ним законов.

В частности, в 1998 году был принят один из основных нормативных актов в интересующей нас сфере - Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», который был направлен на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Итак, с началом 1990-х годов негативные процессы, связанные с наркоугрозой, многократно усиливались. Советское государство могло стать лидером человечества, но после распада СССР этот шанс был утоплен в болоте воровства на государственном уровне, безграничного бесстыдства и бездарности управленцев.

Иммунной системе России был нанесен сокрушительный удар, в т.ч. некомпетентностью должностных лиц никогда не работающих в сфере борьбы с наркотиками. Так в 1994 году председателем Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами был назначен Черномырдин, а его замом Шахрай. Бездумно уничтожались многие «советские порядки», не считаясь с их эффективностью. Так были распущены народные дружины, ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних, упразднена правовая пропаганда. Таким образом, чтобы грабить население, нужно было подавить его волю к сопротивлению. Это не сложно сделать, если привести людей в состояние духовной анестезии. Нынешним хозяевам жизни удалось погрузить общественную мысль в наркотический сон. Стране были навязаны западные идеалы с перестройкой всей системы советских ценностей и приоритетом международного права.

Требовалась не частная перестройка, не некая модернизация, а радикальная реконструкция, которая спасет от наркоугрозы нашу страну. В каком направлении ведется реконструкция борьбы с наркотиками в современной России?

СОВРЕМЕННАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Новые формы и средства, используемые современной наркопреступностью, диктуют настоятельную необходимость изменения стратегии, средств и методов борьбы правоохранительных органов.

В сентябре 2001 года было принято решение Совета Безопасности Российской Федерации «О мерах по усовершенствованию государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании в стране», которое призвало субъекты Федерации создать отделы по организации профилактической работы против наркотизации населения.

11 марта 2003 года Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ России становится самостоятельным федеральным органом исполнительной власти. Большая часть штатной численности и материальной базы передано Комитету упраздненной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Через два года Госнаркокнтроль России переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотам наркотиков.

С созданием ФСКН России стало возможно вести речь о состоянии антинаркотической работы в субъектах Федерации и мерах по ее усилению.

В 2007 году был образован Государственный антинаркотический комитет РФ, который возложил ответственность за наркоситуацию на первых лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, назначив их председателями антинаркотических комиссий. С созданием ГАК РФ можно было говорить об эффективной координации в российской антинаркотической политике, поскольку в ее состав входили руководители (представители) Федерального собрания, Администрации Президента РФ и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В Положениях об межведомственных комиссиях в субъектах Федерации детально определен политико-правовой механизм принятия решений в области антинаркотического управления, как на федеральном, так и на региональном уровне. Растет штатная численность ФСКН России, совершенствуется материальная база и профессионализм сотрудников.

Централизации государственной власти и ее институтов противостоит совершенно особый противник. Наркоугроза стала превращаться в некую отрасль общественной жизни, можно сказать в определенный «вид индустрии». Она приобрела широкий промышленный и научно-технический характер, в том числе с появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ. Поэтому, очередным шагом на пути эффективной борьбы с наркотиками стала Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 09.06.2010). Не имея возможности в рамках статьи подробно проанализировать сильные и слабые стороны всей современной антинаркотической политики, отмечу, что 5 апреля 2016 года Президент России подписал Указ №156 об упразднении ФСКН России и передаче ее функций в МВД России. Сейчас функции ФСКН выполняет Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел РФ.

Практика, как критерий истины, покажет, насколько было эффективным данное совершенствование государственного управления.

Как бы не называлась служба по борьбе с наркотиками, генеральная цель остается неизменной - это существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства, постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

В августе 2003 года НАТО приняло на себя командование войсками Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ) и, по сути, выступает оператором всего международного сообщества и несет всю полноту ответственности за нормализацию ситуации в Афганистане, включая ликвидацию наркопроизводства. Россия рассматривает НАТО в качестве своего ключевого партнера в борьбе с наркоугрозой в Афганистане.

Российские и американские спецслужбы по уничтожению афганского героина. Однако подобные мероприятия пока носят локальный и единичный характер и серьезно не влияют на общее состояние с наркоугрозой, исходящей из Афганистана.

Все усилия временной администрации с 2008 года, направленные на борьбу с маковыми посевами, помогли уменьшить эти площади лишь менее чем на 4%.

Германия

Согласно закону от 5 марта 2007 года , терапевтическое лечение является одним из методов помощи и контроля над наркозависимостью.

Лечение финансируется французской системой социального обеспечения.

На сегодняшний день основным нормативным актом, предусматривающим ответственность за производство, транспортировку, хранение и распространение наркотиков во Франции является Закон от 31 декабря 1970 года "О борьбе с токсикоманией и наказаниях за продажу и незаконное употребление ядовитых веществ". Согласно действующему законодательству уголовное преследование за хранение и употребление наркотиков не осуществляется лишь в отношении правонарушителей, способных предоставить медицинское подтверждение необходимости употребления запрещенного препарата, в противном случае лицо подвергнется тюремному заключению, штрафу или принудительному лечению.

Употребление наркотиков карается лишением свободы на срок от двух месяцев до года либо крупным штрафом. Так как во Франции не имеется законодательного понятия "хранения для личного употребления", хранение у лица любого количества запрещенных наркотических веществ рассматривается как доказательство либо употребления, либо сбыта наркотиков.

Прокурор или мировой судья могут обязать наркомана пройти курс реабилитационного лечения. Для лиц, совершивших нетяжкие преступления (связанные с хранением и распространением наркотиков в некрупном размере), принудительное лечение является альтернативой уголовного наказания. В случае отказа либо самовольного прерывания курса лечения наркоман приговаривается к дополнительному тюремному заключению. Также предусмотрена возможность пройти реабилитационную терапию в тюрьме для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Метод терапевтического лечения может применяться на любом этапе производства по делу и служить отсрочкой для применения наказания.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вариант №1

1.

2. Какие, по вашему мнению, должны быть приняты решения на государственном и региональном уровнях для действенной борьбы с наркопреступностью, развенчание мифа привлекательности наркотиков

Каковы пути и средства проникновения ме ждународной наркомафии в Россию

Развитие рыночной экономики в России и участие ее в международных экономических отношениях повлекло за собой увеличение внешнеэкономического оборота, сопровождающегося не только положительными, но и негативными тенденциями. К ним относится стремление участников внешнеэкономической деятельности к совершению преступлений, в частности, контрабанды. В результате этих преступных деяний на территорию страны поступают товары и предметы, оборот которых ограничен или запрещен (драгоценные металлы, оружие и боеприпасы, наркотические и психотропные вещества и др.). Указанные правонарушения создают реальную угрозу населению, подрывают экономический потенциал страны, негативно влияют на демографическую ситуацию.

Судебно-следственная практика показывает, что 80% потребителей наркотиков в РФ - молодые люди в возрасте до 25 лет; смертность от употребления наркотиков среди детей за последние 10 лет увеличилась в 42 раза.

Учеными отмечается, что существует прямое воздействие наркотизма на уровень преступного поведения молодежи. Эта связь фиксируется как применительно к потребителям, так и к распространителям наркотиков, деятельность которых наиболее опасна. Именно эта деятельность постоянно увеличивает число потребителей наркотиков, стимулирует организованные формы наркобизнеса в России. В общем обороте контрабанды большую долю занимает вывоз из России природных ресурсов, нефтепродуктов, культурных ценностей и ввоз в страну алкогольной и табачной продукции, автомобилей, оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ.

Изучение исследований в этой области ученых Р.С. Белкина, А.Е. Васильева, В.К. Гавло, И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина, Л.Л. Каневского, С.П. Митричева, В.А. Образцова, В.И. Шиканова, Н.П. Яблокова и других авторов позволяют сделать вывод о том, что криминалистическая характеристика преступлений является стержнем, вокруг которого концентрируется типичная информация о том, как совершаются отдельные виды и группы преступлений, что позволяет впоследствии приступить к разработке типовых методик их раскрытия и расследования.

Поскольку контрабанда наркотиков совершается в основном организованными преступными группами, действующими на территории двух и более государств, в условиях латентности, сопровождается противодействием деятельности правоохранительных органов, немаловажное значение в частной методике расследования контрабанды наркотиков играет криминалистическая характеристика, анализ элементов которой позволяет выдвигать версии, отрабатывать их и выявлять такие виды преступлений. Контрабанда является питательной средой для многих преступлений, в том числе и для международного терроризма, средством осуществления незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами, посягательством на национально-культурное достояние народов. По признаваемому многими государствами международному обычаю контрабанда рассматривается как преступление международного характера.

Судебно-следственная практика и состояние борьбы с преступностью поставили перед криминалистикой ряд задач, в числе которых - исследование проблемы криминалистической характеристики преступлений как основного элемента в структуре частных методик расследования преступлений. Криминалистическую характеристику преступлений следует рассматривать в двух аспектах: теоретическом и прикладном. Теоретическая конструкция может быть представлена в виде системы современных криминалистических понятий и связей, используемых для криминалистического описания преступления в целом. К таким понятиям относят следующие элементы: способ преступления; обстановку подготовки, совершения и сокрытия преступления; предмет преступного посягательства; личности потерпевших и виновных; мотив и цель преступления. Эти элементы и связи между ними составляют структуру криминалистической характеристики преступления как абстрактную теоретическую конструкцию и служат ориентиром для разработки ее прикладного аспекта, который связан с практической деятельностью по выявлению, раскрытию, расследованию и предотвращению отдельных видов преступлений и на этой основе формированию различных методик расследования.

Учеными отмечено, что для конструирования методик расследования отдельных видов и групп преступлений необходимо изучение их криминалистических характеристик, которая представляет собой «совокупность сведений, знаний об определенном виде или группе преступлений, полученных в результате специальных исследований».

Криминалистическая характеристика является одним из элементов частной методики расследования, к которой принято обычно относить «программу расследования, особенности тактики расследования, особенности тактики следственных действий, организации предупредительной работы следователей».

Анализ борьбы с преступностью показывает, что умелое пользование одной из основных категорий криминалистики - криминалистической характеристики - является важным условием для эффективного, т.е. быстрого, всестороннего, полного, объективного расследования преступлений того или иного вида и одним из главных элементов в частных методиках расследования.

Разработка криминалистической характеристики ведется с научных позиций на базе методологии криминалистики и других отраслей знания и на основе глубокого анализа и обобщения совершенных преступлений (криминальной практики), изучения передового следственного опыта и значительного объема эмпирического материала, что позволяет создать модель таких деяний. В отличие от уголовно-правовой, криминологической и других характеристик криминалистическая работает именно на раскрытие конкретного преступления.

И.В. Александров высказывает мысль о том, что на протяжении всего процесса расследования криминалистическая характеристика позволяет контролировать полноту собираемой по делу информации путем сопоставления имеющейся в распоряжении следователя со стандартной, помогает определить пути и направления поиска необходимой для следствия криминалистически значимой информации, а также дополняет имеющиеся по делу данные входящими в ее содержание обобщенными данными.

В.И. Брылев утверждает, что криминалистическая характеристика преступлений имеет важное практическое значение не только для раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, но и для их выявления.

В первую очередь, это касается преступлений в сфере наркобизнеса, в том числе контрабанды наркотиков, где большая часть преступлений остается латентной и проведение оперативно-розыскных мероприятий в рамках Закона об ОРД позволяет выявлять такие преступления.

Криминалистическая характеристика имеет большое значение для решения широкого круга вопросов практики раскрытия преступлений, в том числе для выдвижения версий в отношении лиц, совершивших преступления в условиях неочевидности, выявленная на основе известных структурных элементов еще неизвестных элементов криминалистической характеристики преступления.

Криминалистическая характеристика призвана помочь следователю в выдвижении обоснованных версий, определении программы расследования преступлений и рекомендации по судебному следствию, планировании оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, построению предположений о личности преступника, мотивах и целях совершенного преступления.

Криминалистический анализ преступлений, совершаемых в сфере наркобизнеса, необходим по следующим причинам:

1) контрабанда наркотиков совершается латентно, в них нет потерпевших в обычном смысле этого слова, поэтому заявления по этим поводам в правоохранительные органы не поступают и эти преступления, в первую очередь, необходимо выявлять;

2) увеличивается поток наркотиков из-за границы и выявление фактов их сбыта необходимо с целью разобщения и нейтрализации организованных преступных групп, занимающихся контрабандой наркотиков;

3) доходы от незаконного оборота наркотиков, по оценке экспертов, составляют ежегодно 1,5 трлн. рублей, причем 50-70% этого объема приходится на наличный оборот, а Россия входит в пятерку стран с наибольшим потреблением наркотиков;

4) наркоденьги используются на закупку оружия, разжигание национальных конфликтов, финансирование угодных политических лидеров и их окружения, на эти деньги содержатся казино, ночные клубы, деньги вкладываются в движимое и недвижимое имущество. Таким образом, происходит «отмывание денег», полученных от незаконного оборота наркотиков. По данным заместителя председателя ФСКН А. Михайлова, от сбыта наркотиков в России нелегально получено 13-15 млрд. долларов, которые вкладываются в легальный бизнес. Большая надежда в этом плане возлагается на созданную в 2004 году Федеральную службу по финансовому мониторингу, основная задача которой заключается в выявлении фактов «отмывания» доходов, добытых преступным путем.

Рассматривая различные определения понятия «криминалистическая характеристика преступления», следует отметить, что в криминалистике нет ни одной научной категории или понятия, которое имело бы одно определение.

Это происходит потому, что в криминалистике, в отличие от уголовного права и процесса, разрабатываются рекомендации, которые выдаются следователю или оперативному работнику на их усмотрение.

Р.С. Белкин в многочисленных трудах проанализировал точки зрения ученых криминалистов на понятие, значение и роль криминалистической характеристики преступления, подчеркнул, что ее ядром являются корреляционные связи между элементами.

Отраженные в криминалистической характеристике данные о средневероятных связях между элементами механизма преступления позволяют следователю правильно определить круг необходимых версий при расследовании конкретного преступления определенного вида.

Обобщение судебно-следственной практики позволило выявить типовые и прочные связи между структурными элементами криминалистической характеристики, при этом выявлена такая связь, как место и способ совершения преступления, где определенное место обусловливает выбор конкретного способа.

Соотношения места совершения незаконных операций с наркотиками (изготовление, транспортировка, продажа) и места проживания преступников показывает, что в 68,2 % случаев место постоянного проживания преступника не связано с местом преступления, в 24,7% место проживания совпадало с местом совершения преступления, в 7,1 % место проживания находилось в районе места преступления. Данный анализ подтверждает, что наркобизнесом занимаются в основном (63%) лица, постоянно проживающие в других регионах или недавно прибывшие в РФ из среднеазиатских республик. Выявленные корреляционные связи между 2-3 элементами типовой криминалистической характеристики нередко дают возможность более быстро, путем выдвижения наиболее обоснованных версий, приблизиться к раскрытию преступления.

Типовая криминалистическая характеристика преступления используется на первоначальном этапе расследования для выдвижения наиболее вероятных версий по различным обстоятельствам совершенного преступления.

Практика расследования, раскрытия и предупреждения преступлений требует криминалистического анализа преступлений, который состоит в познании тех криминалистически значимых связей между признаками преступлений, которые закономерны и оказывают влияние на тактику и стратегию расследования дел той или иной категории.

Соотношение способа совершения контрабанды наркотиков, личности преступников и транспортного средства, с помощью которого перемещается контрабандный груз, а также место пересечения границы позволяют провести анализ этих элементов, выявить корреляционные зависимости, выдвинуть и отработать версии расследования и, в конечном итоге, выявлять группы контрабандистов, перемещающих наркотики на территорию РФ.

Таким образом, основными элементами криминалистической характеристики преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, являются типичные данные о предмете преступного посягательства, личностях преступников, способах совершения контрабанды наркотиков, обстановки подготовки, совершения и сокрытия преступления, следах и месте совершения контрабанды.

Какие, по вашему мнению, должны быть приняты решения но государственном и региональном уровнях для действенной борьбы с наркопреступностью, развенчание мифа привлекательности наркотиков.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В формировании подпольного наркотрафика все большую роль играет контрабанда наркотиков. Обострение наркотизации населения напрямую связано с завоеванием главенствующих позиций в незаконном обороте наркотиков организованными преступными формированиями, в том числе сформированными по этническому признаку. Однородность по национальному составу, земляческие и родственные связи участников транснациональных преступных групп серьезно усложняют возможности оперативного внедрения в их среду, затрудняют документирование преступной деятельности. криминалистический наркомафия контрабанда

Вместе с тем, система борьбы с организованной преступностью до настоящего времени не обеспечивает применение специальных мер, направленных на ликвидацию преступных формирований в сфере наркобизнеса, привлечению к ответственности их лидеров и идеологов, обращению в доход государства их финансовой и имущественной базы, а также проведению мероприятий, исключающих приток молодежи в организованные формирования. Проводимая работа в большинстве случаев обеспечивает прямо противоположный эффект: задерживаются рядовые участники контрабанды наркотиков, после осуждения которых преступные группировки пополняются новыми членами из числа безработных или безориентированных людей. Лидеры наркообъединений и их капиталы, как правило, остаются недосягаемыми для правоохранительных органов.

Учитывая негативные тенденции развития наркоситуации в стране, главными задачами в противодействии распространению наркотиков и в дальнейшей наркотизации населения следует считать:

1) выявление и нейтрализацию организаторов наркобизнеса, а также лиц, финансирующих эту преступную деятельность, создающих каналы транспортировки наркотиков и сети их сбыта, оперативное внедрение с этой целью в преступные группы, организованные сообщества, действующие в сфере наркобизнеса.

2) Проведение комплексных мероприятий с целью подрыва экономической базы наркобизнеса, в том числе обеспечения, изъятия, ареста и конфискации у наркоторговцев материальных ценностей и денежных средств, нажитых преступным путем.

3) Введение дополнительной меры наказания, как конфискация имущества (денег, ценностей, недвижимости) у лиц, занимающихся контрабандой и сбытом наркотиков, чтобы полученные средства использовались для оказания финансовой помощи свидетелям и другим участникам процесса (в рамках ФЗ-119 «О государственной защите свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства»).

4) Выявление и перекрытие контрабандных каналов распространения наркотиков, укрепление в этих целях взаимодействия подразделений ФТС, ФСБ, МВД, ФСКН, ДБОПТ по расширению практики проведения совместных мероприятий по контролю над поставками наркотиков в Россию.

Главной задачей в совместной деятельности правоохранительных органов и спецслужб России является анализ наркоситуации.

По мнению экспертов ситуация осложняется в связи с выводом российских пограничников с таджико - афганской границы в 2004-2006 гг., что повлечет за собой резкое увеличение контрабанды наркотиков в Россию, так как российско-казахстанская граница не оборудована и имеется реальная возможность свободного перемещения физических лиц и автотранспорта, минуя таможенные посты и пункты пропуска погранвойск.

Судебно-следственная практика показывает, что деятельность правоохранительных органов по борьбе с контрабандой наркотиков только начинает развиваться. Отсутствует федеральная система изучения проблем наркотизации населения, нет единого подхода к организации мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в том числе с их контрабандой, не отлажен механизм межведомственного взаимодействия Госнаркоконтроля и подразделений ФТС, ФСБ, МВД, ДБОПТ.

Главным стратегическим направлением в борьбе с наркобизнесом должны стать: превенция, воспитание, обучение и обеспечение молодежи работой, применение различных методик по снижению спроса на наркотики, создание соответствующей законодательной базы, уничтожение плантаций наркотиков, снижение уровня наркопреступности и насилия в обществе. Такая стратегия может быть использована при организации совместных программ по борьбе с наркобизнесом между бывшими союзными республиками.

Реальность свидетельствует об обратном: количество площадей, засеянных маком и коноплей, увеличилось за последнее десятилетие в 50 раз. По оценке экспертов ООН Узбекистан будет продолжать специализироваться на выращивании опийного мака, Украина - на производстве героина, Казахстан и Таджикистан активизируют производство опия и гашиша.

Основными тактическими мерами следует рассматривать те, которые нацелены на сдерживание наркотической преступности. К ним относятся меры:

1) по ограничению и сужению рынка сбыта наркотических средств;

2) по ликвидации источников появления таких средств;

3) по перекрытию каналов доставки наркотиков от изготовителя на рынок сбыта;

4) по предотвращению отмывания средств полученных от незаконного оборота наркотиков;

5) по выявлению и изобличению всех лиц, принимавших участие в распространении наркотиков, включая организаторов и руководителей группировок всех масштабов.

Это большая и очень сложная задача, поскольку государственная статистика не отражает истинного состояния преступности, связанной с распространением наркотиков. Именно поэтому В.В. Лунеев приходит к выводу о том, что «народ, общество, государство не знают действительной криминологической обстановки в стране и в связи с этим не могут принять адекватные меры по контролю за ней». Эффективность контроля над преступностью зависит от реалистичности принимаемых усилий, а это возможно на основе объективного знания фактического состояния преступности и реальных достижений правоохранительных органов.

Список использованной литературы

1. Александров И.В. Налоговые преступления. Криминалистические проблемы расследования. СПб, изд-во «Юридический центр пресс», 2002

2. Бахин В.П., Карпов Н.С., Цымбал П.В. Преступная деятельность: понятие, характеристика, принципы, изучение. - Киев, 2001.

3. Белкин Р.С. Курс криминалистики. Общая теория криминалистики. - М.: Юристъ, 1997.

4. Белкин Р.С. Собирание, исследование, оценка доказательств.- М.: Наука, 1966.

5. Брылев В.И. Проблемы раскрытия и расследования организованной преступной деятельности в сфере наркобизнеса. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.

6. Васильев А.Н. Следственная тактика. - М., 1976.

7. Ведерников Н.Т. Личность обвиняемого и подсудимого. - Томск. Изд-во Томского университета, 1978.

8. Возгрин И.А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений. - СПб., 1993.

9. Гавло В.К. О следственной ситуации и методике расследования хищений, совершаемых с участием должностных лиц // Вопросы методологии, тактики и методики расследования.- М., 1973.

10. Гавло В.К. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений.- Томск. Издательство Томского университета, 1985.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Подобные документы

    Понятие и сущность контрабанды, характеристика, методы борьбы с ней. Направления и способы совершенствования методов борьбы с контрабандой. Уголовная политика в сфере борьбы с таможенными преступлениями. Направления корректировки законодательства.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2017

    Объект контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. Международно-правовые аспекты борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ. Анализ оперативно-служебной обстановки по организации борьбы с контрабандой наркотиков.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2011

    Понятие наркотических средств и психотропных веществ. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Наркоситуация в Ростовской области. Правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков как один из методов борьбы с незаконным оборотом.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Исторический аспект распространения наркотиков в России. Международно-правовые меры борьбы с наркоманией и наркотизмом. Проблема борьбы с наркоманией в России. Международно-правовые аспекты и проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2011

    Правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков. Повышенное внимание наркоторговцев к российскому и европейскому рынкам сбыта. Ответственность за контрабанду наркотиков по УК РФ. Механизм международного сотрудничества правоохранительных органов.

    реферат , добавлен 24.06.2010

    Понятие и значение криминологического прогнозирования. Особенности, виды и методы криминологического прогнозирования. Планирование мер борьбы с преступностью. Разработка программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Объект контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. Комплексный анализ перемещения наркотических средств через границу России и меры по борьбе с ним. Анализ оперативно-служебной обстановки по организации борьбы с контрабандой наркотиков.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Нарушение правил оборота наркотических средств. Хищение либо вымогательство наркотиков. Методы борьбы с наркопреступностью, пути их совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Основы государственной политики в сфере борьбы с нелегальным оборотом наркотических средств. Модели борьбы с распространением наркотиков в зарубежных странах. Проблемы в деятельности Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2012

    Проблема наркомании в РФ и полномочия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в борьбе с наркотизмом. Характеристика реализации государственной политики по формированию системы профилактики наркомании на федеральном и региональном уровнях.