Скачать презентацию алгоритма действия прохождения цпмпк. Заседание школьного психолого-медико-педагогического консилиума. Форма заключения консилиума


Психолого-педагогическое сопровождение – это способ решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Психолого-педагогическое сопровождение – это способ решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения: Задачи психолого-педагогического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: профилактика; профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого- педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого- педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений). экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).


Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны. Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Начальная школа- определение готовности к обучению в школе и учет особенностей детей в обучении, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересо­ванности школьников в учебной деятельности, развитие позна­вательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, формирование желания и «умения учиться», развитие творческих способностей, обеспечение готовности к обучению в основной школе. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно- смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзис­тенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, до­стижение личной идентичности), развитие временной перспек­тивы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.


При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения. Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами- психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, объединенными в службу, консилиум и т.д., выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная просветительская работа с администрацией и учителями. Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами- психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, объединенными в службу, консилиум и т.д., выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная просветительская работа с администрацией и учителями. Содержание программы определяется индивидуальными особенностями развития ребенка и направлено на коррекцию имеющихся нарушений в развитии, воспитании или обучении, выявленных в ходе углубленного диагностического обследования. Содержание программы определяется индивидуальными особенностями развития ребенка и направлено на коррекцию имеющихся нарушений в развитии, воспитании или обучении, выявленных в ходе углубленного диагностического обследования.


Психолого-педагогический консилиум – наиболее распространенная и действенная форма работы специалистов по сопровождению учащихся. В состав психолого-педагогического консилиума входят: В состав психолого-педагогического консилиума входят: 1. Зам.директора –председатель консилиума Члены консилиума: Члены консилиума: 1. Педагог-психолог 2. Учитель-дефектолог 3. Учитель-предметник 4. Классный руководитель 5. Медицинский работник


Информация, необходимая для проектирования программы психолого-педагогического сопровождения 1.Классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом. Предоставляемая информация должна касаться, во-первых, трудностей, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения и самочувствия. Складывается из следующих показателей: Качественные характеристики учебной деятельности: трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий; трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, у доски; трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы; трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного; виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности; предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей. Количественные показатели учебной деятельности: успеваемость по основным предметам; предполагаемые причины низкой или не ровной успеваемости. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях: описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности; описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил; индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях: описание «типичного» для школьника эмоционального состояния на уроке; описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).


2.Педагог-психолог 2.1.Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей, которые были получены при анализе данных психолого-педагогического мониторинга, наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей. На заседании рабочей группы психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих данных. 2.2.Информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается психологом в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогам и медику языком. В этой информации может быть: 1. Описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание тех компонентов психолого-педагогического статуса школьника, которые были исследованы психологом. 2. Названы те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы и описаны конкретные проявления этих нарушений: умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности указываются причины существующих нарушений. 3. Названы те сферы психической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями и описаны их реальные проявления. 4. Перечислены адекватные с точки зрения психолога формы сопровождения.


Члены консилиума должны обязательно располагать определенной информацией о состоянии здоровья и физических особенностях школьников по следующим показателям: Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: соответствие физического развития возрастным нормам; состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; переносимость физических нагрузок,(на основании данных учителя физкультуры). Факторы риска нарушения развития: наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка; факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний. Характеристика заболеваемости за последний год.


Участники процессов проектирования и реализации программы психолого-педагогического сопровождения. Проектированием программ психолого-педагогического сопровождения занимается рабочая группа: Необходимая информация от педагогов-предметников поступает через классного руководителя и частично педагога-психолога, рекомендации по уровню сопровождения и степени включенности специалистов - от ПМПк. Члены рабочей группы: Заместитель директора Педагог-психолог Учитель-дефектолог Классные руководители (в начальной школе - основные учителя). В состав рабочей группы могут входить: медицинский работник (могут быть подготовлены медицинские документы) социальный педагог. Проект разработанной программы обсуждается и согласовывается завучем со всеми участниками ее реализации. Программа психолого-педагогического сопровождения утверждается директором образовательного учреждения.


На рабочей группе оговаривается содержание программы сопровождения: Какого рода помощь требуется школьнику, каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним, какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения. Какую сопровождающую работу могут взять на себя участники рабочей группы, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника (класса) примут участие психолог, школьный медик, классный руководитель, учителя- предметники, социальный педагог? Какая по содержанию и формам будет предусмотрена работа с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника (класса) и школьной администрацией? Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность? Реализацией программы психолого-педагогического сопровождения занимаются все, кто каким-либо образом может способствовать решению поставленных в программе задач: классный руководитель, педагог- психолог, учитель-предметник, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др.


Основные положения психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей 1. Психологическое сопровождение детей и взрослых отражает содержание запросов, задачи, поставленные участниками школьной жизни. 2.Психологическое сопровождение является неэффективным, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников. 2.Психологическое сопровождение является неэффективным, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников. 3. Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. 3. Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. 4.Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. 4.Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. 5.По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных устремлений. 5.По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных устремлений. 6.Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования, консультирования детей и взрослых. 6.Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования, консультирования детей и взрослых. 7.Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.). 7.Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.). 8.Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали, поверили в свои разносторонние способности. 8.Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали, поверили в свои разносторонние способности. 9.Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия. Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию. 9.Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия. Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию. 10. Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи. 10. Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи. 11.Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора. 11.Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора.


Направления деятельности Администрация ОУ:1.Определяет необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степень участия каждого из них. 2.Утверждает состав рабочей группы по подготовке программы сопровождения 3.Рассматривает на заседаниях педагогического совета реализацию программ сопровождения 3.По итогам работы рабочей группы: утверждает программу сопровождения учащегося (группы) 4.Подводит итоги реализации программы сопровождения Классный руководитель: 1.Готовит представление с описанием проблемы ученика в администрацию ОУ Привлеченные специалисты: 1.Проводят углубленное диагностическое обследование, готовят представление с описанием проблемы ученика с приложением результатов диагностики, представляют рекомендации к содержанию программы по решению данной проблемы. Консилиум ОУ: 1. Проводится плановое заседание консилиума (вырабатываются рекомендации) 2. Проводит заседания консилиума по промежуточным итогам реализации программы 3. Проводит итоговое заседание консилиума: подводит итоги реализации программы Рабочая группа: 1. Разрабатывает программу сопровождения 2. При необходимости вносит корректировку в программу сопровождения Педагогический совет:1.Рассматривает программу психолого-педагогического сопровождения, принимает решение об утверждении. 2.Может рассмотреть тематические вопросы по организации психолого-педагогического сопровождения.


По отношению к деятельности специалистов как команды при проектировании программы можно выделить две модели: По отношению к деятельности специалистов как команды при проектировании программы можно выделить две модели: 1.Модель командного взаимодействия. 2.Моделирование программ комплексной помощи 1. Модель командного взаимодействия 1. Модель командного взаимодействия Административный уровень Административный уровень Цель административного уровня: определение необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степени участия каждого из них. Цель административного уровня: определение необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степени участия каждого из них. Задачами данного уровня являются: Задачами данного уровня являются: Оценка существующих внутренних ресурсов специалистов; Оценка существующих внутренних ресурсов специалистов; Рассмотрение вопроса о необходимости привлечения дополнительных ресурсов; Рассмотрение вопроса о необходимости привлечения дополнительных ресурсов; Формирование команды специалистов для решения частной проблемы ребенка; Формирование команды специалистов для решения частной проблемы ребенка; Организация работы команды специалистов; Организация работы команды специалистов; Привлечение специалистов и организаций другого профиля с целью повышения ресурсной базы ОУ; Привлечение специалистов и организаций другого профиля с целью повышения ресурсной базы ОУ; Обеспечение реализации программы комплексной помощи ребенку. Обеспечение реализации программы комплексной помощи ребенку.


На административном уровне определяется степень включенности специалиста в процесс реализации программы комплексной помощи субъекту образовательного учреждения: сопровождение- наблюдение реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением- наблюдением кураторство специалист, участвуя в реализации программы комплексной помощи, осуществляет динамическое наблюдение за ребенком, разрабатывает рекомендации педагогу, родителям и другим участникам коррекционного процесса, консультирует их специалист проводит занятия и обеспечивает организацию всего комплекса мероприятий, необходимых для эффективного коррекционного воздействия (отслеживание динамики развития, консультирование родителей, взаимодействие с участниками коррекционного процесса) специалист консолидирует усилия участников вокруг проблемы ребенка, наблюдает за динамикой его развития. В его обязанности входит проведение КРЗ с сопровождением- наблюдением, а также отслеживание проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий другими специалистами


Административный уровень включает в себя внутренний и внешний подуровни: Внутренний подуровень обеспечивает работу команды специалистов образовательного учреждения и ее комплексность Внутренний подуровень обеспечивает работу команды специалистов образовательного учреждения и ее комплексность Внешний подуровень обеспечивает выход за рамки учреждения и привлечение дополнительных ресурсов для предоставления дополнительной специализированной помощи ребенку в решении его проблем Внешний подуровень обеспечивает выход за рамки учреждения и привлечение дополнительных ресурсов для предоставления дополнительной специализированной помощи ребенку в решении его проблем


Содержательный уровень Содержательный уровень Цель содержательного уровня – определение путей помощи ребенку и его семье в решении проблемы, составление и реализация индивидуальной комплексной программы занятий специалистов. Цель содержательного уровня – определение путей помощи ребенку и его семье в решении проблемы, составление и реализация индивидуальной комплексной программы занятий специалистов. Задачами содержательного уровня являются: Задачами содержательного уровня являются: Планирование конкретных действий специалистов, направленных на определение и решение проблем ребенка в рамках командного подхода; Планирование конкретных действий специалистов, направленных на определение и решение проблем ребенка в рамках командного подхода; Прогнозирование результатов работы команды; Прогнозирование результатов работы команды; Составление индивидуальных комплексных программ занятий с сопровождением (перечня конкретных мероприятий, направлений и содержания коррекционной работы); Составление индивидуальных комплексных программ занятий с сопровождением (перечня конкретных мероприятий, направлений и содержания коррекционной работы); Реализация и корректировка программ; Реализация и корректировка программ; Определение границ профессионального деятельностного поля специалистов в коррекционной работе с ребенком. Определение границ профессионального деятельностного поля специалистов в коррекционной работе с ребенком. Содержательный уровень включает прогностический и исполнительский подуровни. Содержательный уровень включает прогностический и исполнительский подуровни. Административный и содержательный уровни взаимосвязаны. Административный уровень организационно обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне. С содержательного уровня могут поступать запросы на административный, которые формируют необходимые административные формы решения возникшей проблемы. Административный и содержательный уровни взаимосвязаны. Административный уровень организационно обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне. С содержательного уровня могут поступать запросы на административный, которые формируют необходимые административные формы решения возникшей проблемы.


Формы взаимодействия специалистов на административном уровне Заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) Заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) Плановые заседания Плановые заседания Внеплановые заседания Внеплановые заседания Расширенные Расширенные Малые совещания проводятся, когда при рассмотрении вопроса ребенка не требуется принятия коллегиального решения всеми специалистами консилиума Взаимное консультирование осуществляется между специалистами для более глубокого понимания проблем ребенка на этапе планирования и реализации комплексных программ Супервизия используется, когда возникает необходимость в профессиональной поддержке для анализа сложных случаев и определения стратегии работы одного из специалистов.


Формы взаимодействия специалистов на содержательном уровне Формы взаимодействия специалистов на содержательном уровне Диагностическое направление: комплексный сбор данных о ребенке; многоуровневая диагностика со сведением результатов; совместное проведение диагностики; этапная комплексная диагностика: отслеживание динамики развития ребенка и результатов коррекционных занятий; сопоставительный анализ динамики Коррекционное направление: составление индивидуальных комплексных программ занятий (программ развития детей и коррекции нарушений); реализация комплексных программ; корректировка программ Консультативное направление: выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям; индивидуальное консультирование педагогов и родителей; индивидуальное консультирование родителей группой специалистов (по итогам заседания консилиума); индивидуальные консультации курирующего специалиста; консультации участников образовательного процесса командой специалистов Просветительское и профилактическое направление: выступления на педсоветах, методических объединениях (междисциплинарный подход – общая тема раскрывается разными специалистами); выступления на родительских собраниях (о формах работы специалистов с классами, тематические выступления с рекомендациями); создание печатных работ. Организационно-методическое направление: системный анализ деятельности ПМПк; совместное обобщение практического опыта; оформление единой документации; участие в заседаниях ПМПк.


2.МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ 2.МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ Моделирование программ комплексной помощи – это процесс определения трудностей ребенка и путей их решения, он предполагает выявление круга проблем и конкретного содержания всей работы с ребенком, а также устанавливает степень включенности и взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Моделирование программ комплексной помощи предполагает соблюдение определенной структуры построения программ, которая отражает работу административного и содержательного уровней взаимодействия. В программе выделяются 2 блока: В программе выделяются 2 блока: Организационный блок: описывает совместные мероприятия специалистов, степень включенности и участия специалиста в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов; Организационный блок: описывает совместные мероприятия специалистов, степень включенности и участия специалиста в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов; Содержательный (основной) блок состоит из четырех частей: Содержательный (основной) блок состоит из четырех частей: 1. Описание круга проблем ребенка: содержит анализ данных комплексной диагностики, общее заключение ПМПк. 2. Общие рекомендации участникам, реализующим комплексную программу занятий: описание обобщенных приемов индивидуальной коррекционной работы, определение организационных и психолого-педагогических условий проведения занятий, конкретные рекомендации родителям или педагогу по выбору стратегии воспитания и обучения. 3. Содержание коррекционной работы, определение иерархии решаемых задач и направления коррекции и развития в соответствии со структурой и характером нарушений. 4. Этапность в построении работы.


ЭТАПЫ РАБОТЫ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭТАПЫ РАБОТЫ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ Диагностический этап: на данном этапе решаются задачи многоуровневой диагностики, постановки и уточнения проблемы и выработки комплексного заключения. Диагностический этап: на данном этапе решаются задачи многоуровневой диагностики, постановки и уточнения проблемы и выработки комплексного заключения. По форме работы это могут быть диагностика и обследование ребенка, анкетирование, беседы с родителями, наблюдения на занятиях (уроках), беседы с родителями и педагогами, изучение анамнестических данных. По результатам проводится заседание ПМПк (может быть расширенное). На заседании формулируется заключение и моделируется вариант комплексной помощи (командное сопровождение; командное сопровождение с коррекционными занятиями одного специалиста и др.), выносится решение о виде коррекционной работы, вырабатываются совместные рекомендации. Организационно-подготовительный этап: планирование работы специалистами, комплектация групп, составление расписания занятий, планирование совместных мероприятий по сопровождению. Организационно-подготовительный этап: планирование работы специалистами, комплектация групп, составление расписания занятий, планирование совместных мероприятий по сопровождению. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, назначение курирующего специалиста, планирование суммарной нагрузки на ученика и т.д. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, назначение курирующего специалиста, планирование суммарной нагрузки на ученика и т.д. Исполнительский (коррекционно-развивающий) этап: организация коррекционно- развивающей работы с нуждающимся в помощи ребенком. Исполнительский (коррекционно-развивающий) этап: организация коррекционно- развивающей работы с нуждающимся в помощи ребенком. В рамках взаимодействия проводятся: супервизия, совместная работа специалистов сопровождения, отслеживание динамики развития как результата коррекционного процесса и общего статуса развития ребенка, различные варианты консультирования. Проводится плановое заседание консилиума, на котором анализируется динамика развития ребенка, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (индивидуальная - групповая).


Контрольный этап: предполагает внесение необходимых изменений в процесс сопровождения и содержание коррекционных занятий. Контрольный этап: предполагает внесение необходимых изменений в процесс сопровождения и содержание коррекционных занятий. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, планирование совместных мероприятий с учетом поступившей информации, индивидуальное консультирование курирующим специалистом участников образовательного процесса. Переходным моментом на следующий этап является оценка результативности комплексной помощи в конце учебного года. Итоговый этап: проводится завершающий консилиум, на котором обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. На этом этапе проводится сбор диагностических и информационных сведений о развитии ребенка каждым специалистом со сведением результатов. Итоговый этап: проводится завершающий консилиум, на котором обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. На этом этапе проводится сбор диагностических и информационных сведений о развитии ребенка каждым специалистом со сведением результатов. Важным моментом процесса взаимодействия является заполнение единой документации: 1. Протоколы заседаний консилиума. 2. Протоколы первичных обследований детей (могут находиться у специалиста). 3. Представления на детей. 4. Карты динамического развития детей (карта клиента). Карта содержит заключение ПМПК, комплексное заключение на ребенка ПМПк, представление специалистов, выписку из протокола консилиума с указанием рекомендаций, этапные заключения специалистов, планирование коррекционных занятий, работы ребенка. 5. Бланки программ комплексной помощи учащимся. ПМПк выступает как наиболее действенная форма помощи детям с проблемами, если его деятельность организует целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия и представляет собой непрерывный процесс сопровождения детей и подростков. ПМПк выступает как наиболее действенная форма помощи детям с проблемами, если его деятельность организует целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия и представляет собой непрерывный процесс сопровождения детей и подростков.



Литература: Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (2003 год) Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (2003 год) Материалы семинара областного ППМС-центра (26 марта 2009г) Материалы семинара областного ППМС-центра (26 марта 2009г) Вильшанская А.Д., кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог. Взаимодействие специалистов ПМПк образовательного учреждения в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2010г.-6 –с Вильшанская А.Д., кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог. Взаимодействие специалистов ПМПк образовательного учреждения в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2010г.-6 –с Вильшанская А.Д. Пути построения и реализация комплексных индивидуальных программ развития и коррекции учащихся в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Вильшанская А.Д. Пути построения и реализация комплексных индивидуальных программ развития и коррекции учащихся в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико- педагогического консилиума в системе коррекционно развивающего обучения. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико- педагогического консилиума в системе коррекционно развивающего обучения. Дунаева З.М., Коробейникова И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПк. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2007г.-4–с Дунаева З.М., Коробейникова И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПк. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2007г.-4–с Сайт: Сайт:

1 слайд

Заседание школьного психолого-медико-педагогического консилиума Курган, 2012 Ковалёва С.В., зам. директора по УВР НШ Департамент социальной политики города Кургана Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»

2 слайд

Консилиум – это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.

3 слайд

ПМПконсилиум составляет единый комплекс клинического, психологического, логопедического и педагогического разделов. В каждом из них выдвигаются определенные задачи, решение которых позволяет обобщить разнообразные данные, в интегрированном виде поставить диагноз и определить важнейшие индивидуально - психологические особенности ребенка.

4 слайд

Цель психолого-медико-педагогического сопровождения- создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

5 слайд

Основные задачи деятельности ПМПконсилиума – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах и в поведении.

6 слайд

Каждый специалист, ориентируясь на решение вопросов в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и, в то же время, одну из составных частей целостной картины квалификации развития ребенка и прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения.

7 слайд

Принципы работы школьного ПМПК: комплексность изучения ребенка (тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопеда, психолога и врача); стереогаозис - оценка состояния ребенка с различных точек зрения (разными специалистами); индивидуально - коллегиальное проведение обследования (индивидуальное обследование ребенка специалистами и коллегиальное решение о структуре отклоняющегося развития и вытекающих отсюда особенностях коррекционно-развивающих мероприятий).

8 слайд

Консилиумы бывают плановыми и внеплановыми. Плановый консилиум решает следующие задачи: определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка; выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года). Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода.

9 слайд

Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или воспитателя. В задачи внепланового консилиума входят: принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).

10 слайд

Консилиум имеет несколько этапов: Подготовительный этап; Основной этап; Заключительный этап. Подготовительный этап включает в себя: психолого-педагогическое изучение педагогически запущенного, проблемного ребенка; беседу с учителем (учителями); подготовку предварительной характеристиками и рекомендаций психолога, педагога, медика, социального педагога.

«Механизм рычаг» - Решение задачи. Рычаг - твёрдое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры. Принимая длину 1 клетки за 1 см, определите числовое значение каждого плеча. «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!». Рычаг какого рода на рисунке? F1, F2 – силы, действующие на рычаг. Цель урока: На рисунке а изображён находящийся в равновесии рычаг.

«Простые механизмы» - Поэтому для подвижного блока идеальный выигрыш в силе равен 2. Наклонная плоскость. До н. э.)-величайший математик,физик и инженер древности. Система блоков и тросов, предназначенная для повышения грузоподъемности. Вывод. Простые механизмы. Простые механизмы применяемые нами в жизни. Рычаг. Блок. План изучения темы.

«Кинематическая схема» - Расстояния О1D = CD = 30 см. Масштаб. Длина кривошипа ОА = 30см. Рассмотрим звено ОА. Расчетно-графическая работа №1. Расстояние АС = 20 см. Плоский механизм приводится в движение кривошипом ОА. Вектор скорости точки А перпендикулярен звену ОА. Вращательное движение. Длина DE = 40 см. Длина звена AB = 60см.

«Банковский специалист» - Профессиональная деятельность специалиста. Формы обучения: Бюджетная, внебюджетная Сроки обучения: Очная 2 года 10 месяцев Квалификация: Специалист банковского дела. Специальность: «банковское дело». Учетно-операционная деятельность. Выпускники знают: Области применения профессиональных знаний. Основные виды деятельности выпускника.

«Простые механизмы 7 класс» - Работа в кабинете информатики во внеурочное время. Планирование проекта. Презентация учителя. Аннотация проекта. Результаты заслушиваются и обсуждаются на уроках. Тема проекта: «Простые механизмы». Образовательная среда проекта: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Планирование проекта: Демонстрируются приемы экспериментального исследования с использованием дидактических материалов.

«Сотрудничество в рамках СНГ» - Тема: Единый урок, посвященный Содружеству Независимых государств. Положение о флаге Содружества Независимых Государств. Цель: Показать учащимся значение сотрудничества стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств, в духовной, экономической, политической и социальных сферах. Исполнительный комитет СНГ.

Территориальная
психолого-медикопедагогическая комиссия
Городской округ город
Выкса
Руководитель ТПМПК
Ледяева Е.П.

Деятельность ТПМПК регламентируется
нормативно-правовой документацией:
Конвенция «О правах ребенка» (от 02.09.1990г.)
Закон РФ «О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при её оказании»
(№ 3185-1 от 02.07.1992г.)
Федеральный закон «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124ФЗ от 24.06.1998г.)

Положение о ПМПК. Зарегистрировано в
Минюсте РФ 29.06.2009 г. №14145
Письмо Министерства образования РФ от
27.03.2000 №27/901-6 о психого-медикопедагогическом консилиуме (ПМПк)
образовательного учреждения.

Цель деятельности ТПМПК
Выявление детей с ОВЗ или
отклонениями в поведении,
выработка рекомендаций по
оказанию детям психолого-медикопедагогической помощи и
организации их обучения и
воспитания.

ТПМПК создана распоряжением
администрации городского округа
город Выкса. Персональный и
количественный состав комиссии
утверждается ежегодно.

Структура ТПМПК
Руководитель ТПМПК
Члены ТПМПК (педагог-психолог,
учитель-дефектолог, учительлогопед,психиатр)
Секретарь ТПМПК (педагогический
работник)

ФУНКЦИИ КОНСУЛЬТАНТОВ ПМПК
Врач психиатр изучает анамнез ребенка, исследует
психическую сферу, состояние продуктивной
симптоматики, клинику заболевания. Определяет
неврологическое состояние, проявления отклонений и
чем они вызваны.
Педагог-психолог исследует психологическое
состояние и изучает память, мышление,
восприятие, эмоционально-волевую сферу и
поведение ребенка.
Учитель-логопед во время обследования
наблюдает за сформированностью речевых
процессов ребенка и их отклонениями.
Дефектолог изучает способность ребенка к
обучению, умения воспринимать помощь,
наблюдать, анализировать, синтезировать, делать
выводы.

Организация деятельности
ТПМПК
На ТПМПК обследуются дети в возрасте от 0 до 18
лет, проживающие на территории Фроловского
района.
Направление детей на ТПМПК осуществляется по
инициативе:
родителя (законного представителя) ребенка;
учреждений образования, здравоохранения,
социальной защиты с согласия родителя (законного
представителя) ребенка.

Первичное обследование в рамках
ПМПк
Дети, направленные на обследование в
ТПМПК по инициативе
образовательных учреждений с
согласия родителей (законных
представителей), проходят первичное
психолого-медико-педагогическое
обследование в рамках ПМПк ОУ.

Документы,
предоставляемые на ТПМПК
В ТПМПК обследование детей проводится по
предварительной записи с предъявлением следующих
документов:
свидетельство о рождении ребенка (копия);
документ, удостоверяющий личность родителей (законных
представителей);
Карта ребенка (подробная выписка из истории развития
ребенка с заключениями врачей-специалистов детской
поликлиники по месту жительства: психиатра, педиатра,
невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, врачаортопеда (для детей с нарушением функции опорнодвигательного аппарата))
характеристики учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
психолога

педагогическая характеристика, подписанная
руководителем учреждения;
выписка текущих оценок, заверенная
директором;
тетради контрольных работ по русскому
языку, математике;
творческие работы ребенка;
копии коллегиального заключения ПМПк ОУ.

Порядок обследования детей на
ТПМПК
Обследование ребенка осуществляется только в
присутствии родителей (законных представителей).
В ходе обследования ребенка ведется протокол.
На основании данных обследования
специалистами ТПМПК принимается решение о
форме обучения ребенка с учетом психофизических
особенностей развития.
Копия заключения ТПМПК выдается родителям
под роспись. В другие учреждения и организации
коллегиальное
заключение
ТПМПК
может
направляться только по официальному запросу.
В случае несогласия с коллегиальным заключением
ТПМПК родители (законные представители) имеют
право обратиться в ЦПМПК.

Порядок взаимодействия ТПМПК
и ПМПк
ТПМПК является головной по отношению
к ПМПк.
Взаимоотношения между ТПМПК и ПМПк
оформляются договором о сотрудничестве.
ТПМПК оказывает консультативную,
организационную и методическую помощь
в работе ПМПк через систему
консультаций, семинаров, практикумов.

Регламентирует деятельность ПМПк
Письмо Министерства
образования Российской
Федерации от 27.03.2000
№ 27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме
(ПМПк) образовательного
учреждения».

Цель ПМПк создание системы психологомедико-педагогического
сопровождения детей с
психофизическими
нарушениями в условиях
общеобразовательного
класса

Задачи ПМПк
Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в
образовательном учреждении) диагностика отклонений в
развитии и/или состояний декомпенсации;
профилактика физических, интеллектуальных и
эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
выявление резервных возможностей развития;
определение характера, продолжительности и
эффективности специальной (коррекционной) помощи в
рамках имеющихся в данном образовательном
учреждении возможностей;
подготовка и ведение документации, отражающей
актуальное развитие ребенка, динамику его состояния,
уровень школьной успешности.

По данным обследования каждым
специалистом составляется
заключение и разрабатываются
рекомендации.
На заседании ПМПк обсуждаются
результаты обследования ребенка
каждым специалистом, составляется
коллегиальное заключение ПМПк.

Методические рекомендации по
написанию характеристик
Характеристика излагается четко, лаконично, обоснованно. Она
является результатом всестороннего предварительного изучения
ребенка, которое следует проводить в естественных условиях
воспитания и обучения.
При изучении ребенка важно не только обращать внимание на
проявление свойств личности, познавательной активности, но и
стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий,
причины его высокого (достаточного, низкого) уровня
интеллектуального развития.
Основой изучения ребенка являются материалы наблюдения за
поведением, разными видами его деятельности (игровой,
бытовой, художественной, учебной, трудовой), общением со
сверстниками и взрослыми.

Всестороннее познание ребенка требует применения
специалистом и других методов обследования – бесед,
анализа продуктивных видов детской деятельности,
стандартизированных методик обследования и т.д.
В характеристике необходимо указать, какие
проводились коррекционно-педагогические
мероприятия, их эффективность, результативность.
В характеристике отмечаются условия семейного
воспитания, характер взаимоотношений ребенка и
взрослого, ребенка и его сверстников. При написании
характеристики следует использовать материалы,
относящиеся к истории развития ребенка, полученные
из бесед с родителями, медицинскими работниками.
Характеристика – это итог продуманного
систематического наблюдения в течение определенного
периода.

Психологическая характеристика
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Адрес________________________________________________________________________
Сведения о родителях: _________________________________________________________
Школа, класс________________________________________
Сроки пребывания в школе (когда поступил, откуда поступил, оценка
адаптации в школе)
Общее впечатление о ребенке (внешний вид; контактность;
эмоционально-поведенческие особенности).

себе, о своей семье, ближайшем окружении, уровень актуального
развития).
Особенности психофизического развития (особенности общей и мелкой
моторики; латеральный профиль; двигательная активность)
Характеристика познавательного развития:
Особенности внимания (устойчивость; концентрация; объем;
избирательность; распределение; переключаемость).
Особенности памяти (преобладающая модальность; запоминание и
воспроизведение, объем запоминания, продуктивность).
Особенности мышления (форма мыслительной деятельности, операции
анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения,
моделирования, сформированность теоретических понятий, умение
устанавливать причинно-следственные связи).

Особенности воображения (репродуктивное, творческое)
Особенности личности (личностная активность, направленность,
самооценка, самосознание, мотивационные предпочтения, уровень
притязаний).
Индивидуально-типологические особенности (темп деятельности,
работоспособность).
Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональный фон,
эмоциональная лабильность, факторы эмоционального напряжения,
распознавание эмоций, произвольность, регуляция, самоконтроль).
Особенности коммуникативного развития (особенности общения с
родителями, педагогами, сверстниками, социальный статус в группе,
поведение в конфликтной ситуации).
Особенности учебной деятельности (организация деятельности,
степень сформированности учебных навыков)
Предварительное заключение.
Педагог-психолог _____________________________ подпись
Руководитель _________________________________ подпись
Печать

Педагогическая характеристика
Фамилия, имя, отчество ребенка_______________________________
Дата рождения______________________________________________
Адрес______________________________________________________
Образовательное учреждение__________________________________
Класс (общеобразовательный, КРО, компенсирующий)__________________
История обучения (до поступления в школу посещал (не посещал) группу
компенсирующей направленности; дата поступления в первый класс;
оставался ли на второй год; в каких классах).
Общее впечатление о ребенке (контактность; взаимодействие со
сверстниками, взрослыми; период адаптации; эмоциональноповеденческие особенности).
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (сведения о
себе; о своей семье; ближайшем социальном окружении; уровень
актуального развития с учетом сформированности временных
представлений).
Особенности психофизического развития (работоспособность; состояние
крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации,
зрительного и слухового восприятия; особенности внимания, памяти;
проявления левшества).

Сформированность учебных навыков (какие предметы
предпочитает; почему; степень активности на уроках).
Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и
навыков требованиям программы):
Математика: счетные навыки, их автоматизация, понимание
программного материала, характер трудностей в геометрических
построениях, при решении примеров, задач.
Чтение: тип, темп, пересказ, характерные ошибки чтения.
Письмо: особенности графики, аккуратность, устойчивость почерка,
особенности оформления работ, характер ошибок письменной речи
при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах.7.
Особенности обучаемости (насколько быстро усваивает новые
понятия, способы действия при минимальной помощи педагога,
других учащихся).
Степень усвоения школьной программы.
Выводы.
Учитель __________________________ подпись
Руководитель _____________________ подпись
Печать

Логопедическая характеристика
Фамилия, имя, отчество
ребенка__________________________________
Дата рождения________________________________________________
Адрес_______________________________________________________
1. Особенности строения артикуляционного аппарата (губы, зубы,
прикус, твердое небо, язык, подъязычная связка).
2. Устная речь:
общее звучание речи;
состояние звукопроизношения;
фонематическое восприятие: звуковой анализ, синтез, представление;
активный словарь;
грамматический строй речи;
слоговая структура слова;
связная речь;
языковой анализ.

Письменная речь:
чтение:
темп чтения, вид чтения: побуквенное, послоговое, целыми словами;
ошибки: пропуски, угадывание, замены, перестановки;
понимание прочитанного;
пересказ: самостоятельно, по наводящим вопросам, краткий, полный;
письмо:
ошибки фонетического характера;
искажение слоговой структуры слова: пропуски гласных, согласных, слогов,
перестановки слогов;
раздельное, слитное написание слов;
грамматический строй: словоизменение, словообразование, синтаксис (типы
построения предложений, виды связи слов в предложении: управление,
согласование, примыкание);
списывание, диктант, творческие работы,
Предварительное заключение.
Учитель-логопед __________________________ подпись
Руководитель _____________________________ подпись
Печать

При отсутствии в данном образовательном
учреждении условий, адекватных
индивидуальным особенностям ребенка, а
также при необходимости углубленной
диагностики и/или разрешения
конфликтных и спорных вопросов
специалисты ПМПк рекомендуют
родителям (законным представителям)
обратиться в территориальную психологомедико-педагогическую комиссию
(ТПМПК).

Трехуровневая система работы
ПМПК
3 уровень – региональный:
Центральная психолого-медико-педагогическая
комиссия (ЦПМПК г.Волгоград)
2 уровень - муниципальный
Территориальные психолого-медикопедагогические комиссии (ТПМПК)
1 уровень
психолого-медико-педагогические консилиумы
(ПМПк) образовательных учреждений

Основные принципы обследования
детей на ПМПК
Одним из важнейших условий приема ребенка на
ПМПК является соблюдение этических норм,
которые соответствуют основным принципам,
одобренных обществом исследования детей
(Society for Research in Child Development, 1990):
«Не навреди!»
Добровольное согласие
Конфиденциальность
Знакомство с результатами

Консилиум образовательного учреждения действует на основе Письма Министерства образования РФ(Приказ 27/901-6 от г.).Консилиум образовательного учреждения действует на основе Письма Министерства образования РФ(Приказ 27/901-6 от г.).


Примерное положение о психолого – медико - педагогическом консилиуме образовательного учреждения (27/90.1 – 6 от) Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения регулирует деятельность психолого-педагогического консилиума (в дальнейшем ПМПк) как структурного подразделения психолого-медико-педагогической службы (далее ПМПС) в системе образования в качестве ее низового звена, оказывающего помощь детям со специальными образовательными потребностями. 1.2 ПМПк представляет собой объединение специалистов данного образовательного учреждения организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям данного образовательного учреждения в связи с отклонениями в развитии. 1.3 ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на участке в работе консилиума. 1.4 ПМПк в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами, распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Настоящим Примерным положением, уставом общеобразовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации « Об образовании ».


Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении Руководитель образовательного учреждения _____________________________________ _______________ _____________________________________ _______________ (указать фамилию, имя. отчество) подпись_____________ М.П Руководители (законные представители) обучающегося, воспитанника _________________________________ ___________ _________________________________ ___________ _________________________________ ___________ (указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными) подпись______________ М.П. Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк. Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.


Договор о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др. ________________) и ПМПк образовательного учреждения _______________________________________________________________ (наименование образовательного учреждения) ПМПк обязуется: 1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях: при возникновении трудностей диагностики; в спорных и конфликтных случаях; при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи. 2. Информировать ПМПК соответствующего уровня: о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико- педагогической помощи; о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения; об эффективности реализации рекомендаций ПМПК. ПМПК обязуется: 1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. 2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико- педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК. 3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации. 4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико- педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка. Руководитель образовательного учреждения ____________________ (подпись) Председатель ПМПк ____________________ (подпись) М.П. Председатель ПМПК ____________________ (подпись) М.П.




Цель ПМПк- обеспечение диагностико-коррекционного психолого- медико- педагогического сопровождения обучающихся- воспитанников с отклонениями в развитии и/ или состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно- психического здоровья обучающихся, воспитанников. обеспечение диагностико-коррекционного психолого- медико- педагогического сопровождения обучающихся- воспитанников с отклонениями в развитии и/ или состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно- психического здоровья обучающихся, воспитанников.


Основные задачи ПМПк: -выявление и ранняя(с первых дней пребывания ребёнка в ОУ) диагностика отклонений в развитии и \или состояний декомпенсации;-выявление и ранняя(с первых дней пребывания ребёнка в ОУ) диагностика отклонений в развитии и \или состояний декомпенсации; -выявление актуальных и резервных возможностей развития ребёнка;-выявление актуальных и резервных возможностей развития ребёнка; -разработка рекомендаций учителю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;-разработка рекомендаций учителю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения; -отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;-отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ; -определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «группы риска»;-определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «группы риска»; -решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальными особенностями развития ребёнка;-решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальными особенностями развития ребёнка; -профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; -выявление актуальных и резервных возможностей развития ребёнка;-профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; -выявление актуальных и резервных возможностей развития ребёнка; -определение характера,продолжительности и эффективности специальной(коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательным учреждении возможностей;-определение характера,продолжительности и эффективности специальной(коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательным учреждении возможностей; -подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности, перспективное планирование коррекционно- развивающей работы, оценку его эффективности;-подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности, перспективное планирование коррекционно- развивающей работы, оценку его эффективности; -организация взаимодействия между педагогическим коллективом ОУ и специалистами, участвующих в работе ПМПк; при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также- отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендации ПМПК.-организация взаимодействия между педагогическим коллективом ОУ и специалистами, участвующих в работе ПМПк; при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также- отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендации ПМПК.


Функции ПМПк: - экспертно-диагностическая;- экспертно-диагностическая; - информационно-аналитическая;- информационно-аналитическая; - организационная;- организационная; - методическая;- методическая; - консультативная;- консультативная; - сопровождение;- сопровождение; - просветительская- просветительская


ПМПк имеет право затребовать следующие документы: - свидетельство о рождении ребёнка;- свидетельство о рождении ребёнка; -подробную выписку из истории развития ребёнка с заключениями узких специалистов;-подробную выписку из истории развития ребёнка с заключениями узких специалистов; -педагогическое представление;-педагогическое представление; -письменные работы и др.результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка.-письменные работы и др.результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка.


Представление на психолого–медико–педагогический консилиум школы Школа _____________________ Класс______________________ Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения_______________ Дом. Адрес__________________________________________________________________________ 1. Семья из____________________________чел. Родители (Ф. И. О., место работы, возраст)_____ Мать________________________________________________________________________________ Отец________________________________________________________________________________ Проблемы семейного воспитания________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 2. Состояние здоровья (общее развитие, болезни, отклонения)________________________________ _____________________________________________________________________________________ 3. Краткая характеристика проблемы:____________________________________________________ а) интеллектуального развития__________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ в) отклонения в поведении______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 4. Выводы о готовности к обучению, проблемы адаптации к школе__________________________ ______________________________________________________________________________________ 5. Основания для представления на психолого – педагогический консилиум (задачи педагогической реабилитации)__________________________________________________________ Дата заполнения ____________________________ Учитель ___________________ (подпись)


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА Школа _____________________ Класс______________________Школа _____________________ Класс______________________ Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения________________Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения________________ Краткий анамнез речевого развития _____________________________________________________Краткий анамнез речевого развития _____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Речевая среда и социальные условия _____________________________________________________Речевая среда и социальные условия _____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Общая и мелкая моторика ______________________________________________________________Общая и мелкая моторика ______________________________________________________________ Артикуляционный аппарат _____________________________________________________________Артикуляционный аппарат _____________________________________________________________ Устная речь:Устная речь: Общее звучание речи:__________________________________________________________________Общее звучание речи:__________________________________________________________________ Понимание речи: _____________________________________________________________________Понимание речи: _____________________________________________________________________ Активный словарь: ____________________________________________________________________Активный словарь: ____________________________________________________________________ Грамматический строй речи: ___________________________________________________________Грамматический строй речи: ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Слоговая структура речи: ______________________________________________________________Слоговая структура речи: ______________________________________________________________ Звукопроизношение: __________________________________________________________________Звукопроизношение: __________________________________________________________________ Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез: ____________________________________Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез: ____________________________________ Связная речь: ________________________________________________________________________Связная речь: ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Темп и плавность речи: ________________________________________________________________Темп и плавность речи: ________________________________________________________________ Письмо:_____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________Письмо:_____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Чтение:_____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________Чтение:_____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Заключение:_________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________Заключение:_________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Рекомендации: _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________Рекомендации: _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ Дата обследования: _____________________ Подпись специалиста:_______________________Дата обследования: _____________________ Подпись специалиста:_______________________


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА Школа _____________________ Класс______________________Школа _____________________ Класс______________________ Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения________________Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения________________ Особенности эмоционально – личностной сферы___________________________________________Особенности эмоционально – личностной сферы___________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Особенности мотивационно – волевой сферы_____________________________________________Особенности мотивационно – волевой сферы_____________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Привычки и интересы _________________________________________________________________Привычки и интересы _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности памяти___________________________________________________________________Особенности памяти___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности внимания_________________________________________________________________Особенности внимания_________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности мышления________________________________________________________________Особенности мышления________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности восприятия_______________________________________________________________Особенности восприятия_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе)Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата обследования: _____________________ Подпись специалиста:_______________________Дата обследования: _____________________ Подпись специалиста:_______________________


Заключение консилиума от ________________________ Ф. И. О. ученика, возраст, класс: ____________________________________________________________________________________ Участники консилиума:______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Актуальное состояние: _______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Наличие отклонений и особенностей развития: _________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума Участники консилиума Содержание работы Подписи Контрольный срок:________________________________________________ Подпись руководителя: ____________________ Результаты: ______________________________________________________ Подпись руководителя: __________________ Подпись руководителя: __________________ Дата:____________________ Дата:____________________


Плановые внеплановые Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя Плановый консилиум решает следующие задачи: 1) определение путей психолого- медико-педагогического сопровождения детей; 2) выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной работы; 3) динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; 4) решение вопроса об изменении образовательного маршрута, развивающей и коррекционной работы по завершении обучения (окончании учебного года) Задачами внепланового консилиума являются: 1) решение вопроса о принятии каких- либо необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам (в том числе, каким специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую очередь); 2) изменение направления ранее проводимой коррекционно- развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; 3) решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо в подборе иного типа учебного заведения (повторное прохождение психолого-медико- педагогической комиссии).


Рабочая документация ПМПк Рабочая документация ПМПк п/п Дата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) Пол Инициатор обращения Повод обращения График консуль- тирования специалис- тами В ПМПк ведётся следующая документация: 1.Журнал предварительной записи детей на ПМПк 2. Журнал регистрации плановых внеплановых консилиумах. 3.Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк п/ п Дата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) Пол Пробле- ма Заключение специалиста или коллегиаль- ное заключение ПМПк Рекоменда- ции Специалист или состав ПМПк


4.Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника Основные блоки 1.«Вкладыши»: педагогическая характеристика; выписка из истории развития; при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка. 2. Документация специалистов ПМПк (согласно учрежденным формам): заключения специалистов ПМПк; коллегиальное заключение ПМПк; дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы, мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности, сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.


5.Приказ директора о создании ПМПк. 5.Приказ директора о создании ПМПк. 6.Список специалистов ПМПк. 6.Список специалистов ПМПк. 6.График плановых заседаний ПМПк. 6.График плановых заседаний ПМПк. 7.Списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк. 7.Списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк. 8.Нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк. 8.Нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк. 9.Журнал регистрации архива консилиума. 9.Журнал регистрации архива консилиума. Архив консилиума, состоит из: журналов записи, протоколов консилиума и карт развития детей.Архив консилиума хранится в течении 10 лет и выдаётся только членам консилиума, о чём в журнале регистрации архива консилиума делается соответствующая запись. Архив консилиума, состоит из: журналов записи, протоколов консилиума и карт развития детей.Архив консилиума хранится в течении 10 лет и выдаётся только членам консилиума, о чём в журнале регистрации архива консилиума делается соответствующая запись.