Методика простые и сложные аналогии. Тест «Сложные аналогии. Протокол экспериментатора для тестирования по методу «Сложные аналогии»

Цель: методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. ,

Описание: методика состоит из 20 пар слов — логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача — какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» — таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал: бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция: «На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания — 3 минуты.

Материал:

А. Овца — стадо. Б. Малина — ягода. В. Море — океан.

Г. Свет — темнота. Д. Отравление — смерть. Е. Враг – неприятель.

1. Испуг – бегство А, Б, В, Г, Д, Е

2. Физика — наука А, Б, В, Г, Д, Е

3. Правильно — верно А, Б, В, Г, Д, Е

4. Грядка — огород А, Б, В, Г, Д, Е

5. Пара- два А, Б, В, Г, Д, Е

6. Слово — фраза А, Б, В, Г, Д, Е

7. Бодрый – вялый А, Б, В, Г, Д, Е

8. Свобода — воля А, Б, В, Г, Д, Е

9. Страна — город А, Б, В, Г, Д, Е

10. Похвала — брань А, Б, В, Г, Д, Е

11. Месть — поджог А, Б, В, Г, Д, Е

12. Десять — число А, Б, В, Г, Д, Е

13. Плакать — реветь А, Б, В, Г, Д, Е

14. Глава-роман А, Б, В, Г, Д, Е

15. Покой — движение А, Б, В, Г, Д, Е

16. Смелость — геройство А, Б, В, Г, Д, Е

17. Прохлада — мороз А, Б, В, Г, Д, Е

18. Обман — недоверие А, Б, В, Г, Д, Е

19. Пение — искусство А, Б, В, Г, Д, Е

20. Тумбочка — шкаф А, Б, В, Г, Д, Е

Ключ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В
Оценка:
Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Количество правильных ответов 19 18 17 15-16 12-14 10-11 8-9 7 6

Анализ результатов.

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость — скупость», «прохлада — мороз».

В практике психодиагностики изучению мышления отводится одна из основных ролей. Диагностика этого психического процесса применима в самых разных случаях - в работе школьного психолога, при профессиональном отборе, в медицинской, судебной практике и многих других. делятся по своей направленности (какую характеристику мышления изучают) и по возрасту испытуемых, для которых они подходят. Методика "Сложные аналогии" - одна из самых используемых в арсенале практических психологов, поскольку информативными являются не только результаты тестирования, но и сам процесс исследования.

Для чего используется методика?

Методика "Сложные аналогии" предназначена для диагностики мышления, его словесно-логической составляющей. Она выявляет, насколько человек обладает умением понимать сложные логические отношения, выделять абстрактные связи. Этот вербальный тест предназначен для работы с подростками, юношами и взрослыми людьми, т.е. лицами старше 14 лет.

Методика "Сложные аналогии" способна выявлять такие как диффузность, соскальзывание умозаключений, нелогичность, растекаемость. Также эффективна для работы не только со здоровыми людьми, но и страдающим резонерством - нарушением мышления, что проявляется в склонности к пустым, поверхностным рассуждениям, многословии, отсутствии целостной мысли в высказывании.

Описание стимульного материала

Методика "Сложные аналогии" имеет в своем арсенале стимульный материал, состоящий из двадцати пар слов, объединенных определенной логической связью. Испытуемому предстоит определить ее и решить задачи. Всего типов шесть, они представлены в шифре-таблице с образцами логических связей. Работа человека заключается в определении зашифрованной связи в образцах и соотнесении с ними предложенных 20 пар слов. Например, в паре "Бодрый-вялый" присутствует противопоставление, эти слова - антонимы. В таблице шифра нужно найти такую же пару с противопоставлением понятий и отметить в бланке ответов соответствующую букву шифра. В данном случае паре соответствует шифр "Свет-темнота".

"Сложные аналогии", методика: бланк ее представляет собой две колонки: в левой представлены все 20 пар слов, в правой - буквы А, Б, В, Г, Д, Е, соответствующие одному из шифров. Чтобы показать связь между словами в первой колонке, нужно обвести букву шифра.

  • Шифр А обозначает логическую связь "один-множество" или "один - совокупность единиц", например, "глава-роман".
  • В шифре Б второе слово показывает, к какому классу явлений или предметов относится первое. Например, "пение-искусство".
  • Шифр В указывает на 2 слова, принадлежащих к одному классу, но второе больше по масштабам, чем первое. Например, "Море-океан".
  • Шифр Г представлен противоположными понятиями, например, "похвала-брань".
  • В шифре Д второе слово является последствием первого, например, "испуг-бегство".
  • Шифр Е - синонимы, например, "плакать-реветь".

Процедура проведения исследования

Методика "Сложные аналогии" предполагает инструктаж испытуемого перед началом тестирования: "Перед Вами таблица с 20 парами слов, которые связаны между собой логически. Они находятся в левой колонке. В правой - 6 букв, которые соответствуют типу логической связи. Вам необходимо определить, какая связь установлена между парой, и в таблице "Шифр" найти наиболее подходящую ей. После этого следует обвести букву из правой колонки, что соответствует выбранному вами типу связи из таблицы "Шифр". На всю работу у Вас 3 минуты.

В процессе тестирования важно обращать внимание на то, как испытуемый реагирует на задание, какие рассуждения он произносит вслух. По необходимости можно подсказать выполнение 1 задачи, чтобы проследить, правильно ли была понята инструкция, и в каком направлении мыслит человек. Далее он выполняет все самостоятельно.

Методика "Сложные аналогии": интерпретация результатов

После того, как испытуемый закончил тестирование, нужно сперва подсчитать количество правильных ответов и выставить оценку. Если было дано менее 6 верных ответов - 0, 5 правильных ответов - 12-14, 9 попаданий - 19-20 баллов.

Если человек дал большинство правильных ответов, можно заключить, что ему доступно понимание логических связей, он может оперировать абстрактными понятиями.

Если испытуемый испытывает трудности на этапе инструкции, с трудом рассуждает вслух о том, как связаны между собой пары слов, выполняет большинство заданий только с помощью специалиста, можно делать выводы о низком уровне развития логического мышления, о трудности в понимании аналогий между абстрактными понятиями, о нелогичности рассуждений.

Стоит отметить, что даже взрослым бывает трудно справиться с некоторыми парами слов. Методика "Сложные аналогии" не совсем проста. Поэтому стоит особенно тщательно подойти к объяснению инструкции, убедиться, что человек правильно понял задание, и только потом приступать к его выполнению.

Методика, предложенная Э.А.Коробковой, направлена на выявление того, в какой мере испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Кроме того, методика провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему.

Для проведения опытов нужен бланк:

    Овца ‑ стадо

    Малина ‑ ягода

    Море ‑ океан

    Свет ‑ темнота

    Отравление ‑ смерть

    Враг – неприятель

испуг ‑ бегство

слово ‑ фраза

физика ‑ наука

бодрость ‑ вялость

правильно ‑ верно

свобода ‑ независимость

месть ‑ поджог

праздность ‑ безделье

бережливость ‑ скупость

глава ‑ роман

десять ‑ число

покой ‑ движение

грядка ‑ огород

прохлада ‑ мороз

похвала ‑ брань

обман ‑ недоверие

пара ‑ два

пение ‑ искусство

Методику можно применять при исследовании испытуемых, имеющих не менее 7 классов образования, но чаще всего ввиду очень большой трудности ее применяют при исследовании испытуемых со средним и высшим образованием.

Инструкция : «Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)», и подробно характеризуют принцип связи каждой пары. Так, например, ему объясняют, что «свет ‑ темнота» ‑ противоположные понятия, «отравление ‑ смерть» имеют причинно-следственную связь, «море ‑ океан» имеют количественное отличие. После этого испытуемому предлагают прочесть каждую пару из расположенных внизу, сказать, к какой паре из числа верхних она относится и назвать принцип этой связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только записывает решения испытуемого, пока он не делает 2‑3 попыток самостоятельного решения. В случае, если эти первые решения свидетельствуют о том, что испытуемый задачу не понял, экспериментатор дает повторные объяснения и вместе с испытуемым решает 2‑3 задачи. Правильное решение задачи должно иметь примерно такую форму "физика ‑ наука" соответствует паре "малина ‑ ягода", потому что физика ‑ одна из наук, так же как малина ‑ это один из видов ягод. Или: «испуг ‑ бегство» соответствует «отравление ‑ смерть», потому что и там и здесь причинно-следственные отношения.

Если же испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, это еще не дает права делать вывод об интеллектуальном снижении; многие психически здоровые люди с трудом выполняют это задание. Нужно подвергнуть анализу ошибки, вернее, весь ход рассуждений испытуемого. Чаще всего эта методика оказывается полезной для выявления соскальзываний, внешних пара-логичных умозаключений, т. е. той растекаемости мышления, которая наблюдается при шизофрении. Больной, например, начинает пространно рассуждать о том, что «испуг ‑ бегство» соответствует паре «враг ‑ неприятель», потому что во время войны такое бывает, или отвечает, что «физика ‑ наука» соответствует понятиям «свет ‑ темнота», так как это понятия, изучаемые физикой, и т.д.

ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

Примечание. В этом протоколе лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи) во избежание возможных ошибок. Обсуждение следует записывать полностью. Можно в одной графе чередовать реплики и вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и ответы испытуемого.

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание теста

Методика состоит из 20 пар слов-логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр » – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр » пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами .

Инструкция к тесту

«На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр ».

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания- 3 минуты».

Тестовый материал

Шифр

A . Овца – стадо

Б . Малина – ягода

B . Море – океан

Г . Свет – темнота

Д . Отравление – смерть

Е . Враг – неприятель

Пары слов

  1. Испуг – бегство
  2. Физика – наука
  3. Правильно – верно
  4. Грядка – огород
  5. Пара – два
  6. Слово – фраза
  7. Бодрый – вялый
  8. Свобода – воля
  9. Город – страна
  10. Похвала – брань
  11. Месть – поджог
  12. Десять – число
  13. Плакать – реветь
  14. Глава – роман
  15. Покой – движение
  16. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту

    Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

    Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

    Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость – скупость», «прохлада – мороз».

    Источники

Цель : методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание . Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» – пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая найденному аналогу из таблицы «Шифр». выполнения ограничено тремя минутами.

Материал . Бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция . «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Шифр».

Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».

Материал к методике Шифр
  • А. Овца – стадо
  • Б. Малина – ягода
  • В. Море – океан
  • Г. Свет – темнота
  • Д. Отравление – смерть
  • Е. Враг – неприятель
  1. Испуг – бегство А Б В Г Д Е
  2. Физика – наука А Б В Г Д Е
  3. Правильно – А Б В Г Д Е
  4. Грядка – огород А Б В Г Д Е
  5. Пара – два А Б В Г Д Е
  6. Слово – фраза А Б В Г Д Е
  7. Бодрый – А Б В Г Д Е
  8. Свобода – воля А Б В Г Д Е
  9. Страна – город А Б В Г Д Е
  10. Похвала – брань А Б В Г Д Е
  11. Месть – поджог А Б В Г Д Е
  12. Десять – А Б В Г Д Е
  13. Плакать – реветь А Б В Г Д Е
  14. Глава – А Б В Г Д Е
  15. Покой – движение А Б В Г Д Е
  16. Смелость – геройство А Б В Г Д Е
  17. Прохлада – А Б В Г Д Е
  18. Обман – недоверие А Б В Г Д Е
  19. Пение – искусство А Б В Г Д Е
  20. Тумбочка – шкаф А Б В Г Д Е
Ключ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В
Анализ результатов

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логически объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.