Значение знаний истории сестринского дела для медсестры. История становления сестринского дела в россии. «Любовь и забота – лучшее лекарство»

О сестринском деле говорят, что это самая юная наука и самое древнее искусство. Сестринское дело считалось женской профессией, и самой из всех сестринских специальностей, и самой древней являлась акушерская (в Древней Греции, по определению Гиппократа, акушерки могли быть только рожавшие женщины с большим жизненным опытом; они определяли срок беременности, наступление родов, занимались лечением женских болезней). В Древнем Риме акушерки, помимо оказания помощи в родах, ухаживали за роженицами и младенцами.

Ученики Иисуса Христа - исцеляли больных.

Диаконы (мужчины) и диаконисы (женщины)- добровольно, бескорыстно ухаживали за больными и раненными неимущими. При церквях и монастырях возникали богадельни (диаконии), предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных.

В 4 веке н.э. со времен римского императора Константина Великого, поддерживающего христианскую религию, учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных.

В средние века в католических странах христианская благотворительность выражалась в создании рыцарских орденов, целью которых был уход за больными. Так функцией ордена Святого Лазаря в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена тамплиеров во Франции и немецких рыцарей покровительствовали паломникам и заботились о больных и неимущих.

Община «иоанниток» в Париже в 1348 г. оказывала помощь-самопожертвование во время эпидемии чумы. По уходу за больными много сделали сестры другого ордена - «госпитальерки» во Франции.

В 1617 г. во Франции священник Винсент де (Викентий) Поль организовал первую общину сестер милосердия.

В 1808 г. община сестер милосердия создана в Германии, в 1821 г. – в Италии(их основной задачей был уход за заразными больными), в 1834 г.- в Австрии, в 1837 г. – в Чехии, В 1841 г. – общины диаконис в США, В 1844 – в России.

Впервые в России женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован при Петре-1. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако, затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли "бабы-сидельницы". В тоже время до конца века специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах видимо не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., когда появилась служба "сердобольных вдов" . В этом же году и в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются "вдовьи дома" для призрения неимущих.

В 1814г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского "вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в Мариинскую больницу женщины для "прямого назначения" ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак - «Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОЛЮБИЕ"

В 1819г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов , а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок (1918) (которые обучались в больницах санитарно-гигиеническому уходу за больными и имели штатные должности при больницах). С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по учебнику Христофора фон Оппеля (главный врач Мариинской больницы в Москве). Это было первое руководство на русском языке для специальной подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822г . и называлось: «Руководства и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятившим»(в пособии описаны принципы отбора ухаживающего персонала, требования к качествам, особенности ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, ранеными, младенцами, умирающими; гигиенические условия содержания больных, методики выполнения манипуляций, правила приема лекарственных препаратов).

В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезы Ольденбургской в Петербурге была создана первая в России община сестер милосердия - Свято-Троицкая .

В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций.

Для участия Крымской войне (1853-1856гг.) была создана в 1854 г. в Петербурге Крестовоздвиженская община сестер милосердия (учредила великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая-1)), специально предназначенная для работы в действующей армии. Также она предложила знаменитому хирургу Н.И.Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Он же составил устав общины. Сестры приобрели специальности: сестёр хирургических (перевязочных), аптекарей и хозяек.

Среди отрядов особое место занимает Екатерина Михайловна Бакунина . После крымской войны Е.М.Бакунина по рекомендации Пирогова руководила Крестовоздвиженской общиной. У неё появилось твёрдое убеждение в том, что в основу таких общин следует положить не религиозные а моральные принципы. Неважно, к какому вероисповеданию принадлежит сестра, а важны её общественные взгляды и моральные принципы. Однако с этим не согласилась княгиня Елена Павловна и летом 1860г. Бакунина навсегда простилась с общиной, где она была сестрой Настоятельницей.

Простившись с общиной Бакунина у себя в имении в Тверской губернии организовала на собственные средства небольшую лечебницу для крестьян.

Также история сохранила имена Дарьи Лаврентьевны Михайловой (настоящее имя Даши Севастопольской), которая еще до появления сестер милосердия и «сердобольных вдов» стала первой оказывающей помощь раненым на поле боя, за что Николай 1 пожаловал ей золотую медаль «За усердие».

В 1867 г. в Петербурге было учреждено Российское общество Красного Креста <РОКК>. В его компетенцию вошли организация подготовки сестер милосердия и контроль за учреждением и деятельностью общин милосердия.

По другую линию фронта в расположении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910), которая во всём мире считается основоположницей сестринского дела. Она внесла огромный вклад в развитие сестринского дела и вклад в обретение женщинами равноправия внесла Флоренс Найтингейл. Она впервые обратила внимание на значимость и особенности сестринского дела, которые определяют ее специфику и выделение в самостоятельный вид профессиональной деятельности. Ф. Найтингейл дала первое определение специальности «Сестринское дело» в «Записках об уходе» (1859) - это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». При этом цель сестринского ухода была сформулирована так: «Создать для пациента наилучшие условия (чистоту, свежий воздух, правильное питание) для активации его собственных сил».

Ф. Найтингейл считала сестринское дело искусством, требующее «организации, практической и научной подготовки», и что сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний. По ее инициативе в Лондоне в 1860 г. была открыта первая в мире светская школа для подготовки медсестер.

Международным комитетом Красного Креста в 1912г. учреждена медаль Флоренс Найтингейл , которой награждаю сестёр, проявивших героизм в военных действиях. В годы великой Отечественной воины 1941-1945гг. 46 сестёр в нашей стране были награждены этой медалью. В конце 60-х годов объявились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси.

Одно из определений сестринского дела, данное в 1961 г. и актуальное до сих пор, принадлежит американской медицинской сестре Вирджинии Хендерсон.

Мысли об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности возникли у швейцарца Анри Дюнана под влиянием поразившей его деятельности сестёр в период Крымской войны.

В 1862 г. он издаёт "Воспоминания о Сольферино" и принимает окончательное решение о создании международной организации помощи жертвам войны. В 1863 в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым , переименнованный в 1876в Международный комитет Красного Креста . На этой конференции был учреждён особый международный отличительный знак обеспечивающий правовую защиту на поле боя: красный крест на белом фоне . Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867г .,и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных войнах. С 1871г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время.

В 1897г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге Институт братьев милосердия, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составлял 2 года (существовал до 1917 г.).

Община сестер милосердия Красного Креста-

26 августа 1917 г . в Москве состоялся 1 Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено общество сестер милосердия .

В 1920 г. в России появляются первые государственные медицинские школы.

В 1929 г. был решен вопрос об усовершенствовании среднего медперсонала, периодичность которого (не реже одного раза в 5 лет) сохраняется до сих пор.

В 1936 г. введена единая система подготовки среднего медицинского персонала.

В Великую Отечественную войну впервые в мире в Советской армии на линию огня была введена женщина-санинструктор.

В 1953 годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.

В 1963 г. окончательно решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами. (Красноярский медицинский техникум был основан 5 мая 1962 года в соответствии с решением Красноярского краевого совета депутатов трудящихся от 17.01.1962 за № 5 «»Открытие медицинского училища на 120 человек при ГБ № 20». С 1987 г.- акушерское на 60 человек.

В 1993 году-конференция по сестринскому делу в рамках международного проекта «Новые сестра для новой России» в Голицыно.

В 1993 была создана и принята философия сестринского дела.

К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (училище, колледж, высшее сестринское образование).

В 1994г. создана Ассоциация Медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр.

В 1995г. впервые в России Г.М.Перфильева , лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования (ВСО) в Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России". Так же в 1995 году состоялся первый выпуск специалистов с высшем сестринским образованием.

В настоящее время в РФ выходят периодические сестринские издания, основными из них являются: НПЖ «Медицинская помощь» с 1993 г., с 1995г.- «Сестринское дело», с 1999 г.- «Медицинская сестра», с 2001г.- «Сестра милосердия».

Первый профессиональный сестринский журнал "American Journal of Nursing" (1900, основан медсестрой Sophia Palmer).

Отечественные периодические издания по сестринскому делу: журналы "Фельдшерский вестник" (1906-1918), "Фельдшер и акушерка" (с 1936 г.), "Медицинская сестра" (с 1942 г.).

Профессия медицинской сестры развивалась на протяжении многих веков: менялись методы работы, роль, которую играли сестры, отношение к ним. Неизменным оставалось одно: ее суть, которая заключается в заботе и помощи.

Самые первые медсестры, разумеется, не имели специального образования. В Европе роль ухаживающих за больными, бедными и умирающими часто брали на себя служительницы при церквях и монахини. Появлялись даже целые ордены, посвящавшие себя именно уходу за нуждающимися. В XVIII-XIX веках задача сестер милосердия расширилась: они начали ухаживать за солдатами, пострадавшими в ходе многочисленных войн. Поворотным моментом в восприятии роли медицинских сестер стала деятельность британской аристократки по имени Флоренс Найтингейл.

Дочь богатых и образованных родителей, которая могла бы прожить всю жизнь в роскоши и довольстве, она поставила себе целью заботу о людях, исцеление их от болезни и страданий. Преодолев сопротивление семьи, она получила сестринское образование в христианской общине и начала путешествовать по разным странам, изучая состояние сестринского дела в этих государствах.

В 1854 году Найтингейл, вместе с группой монахинь и сестер милосердия, отправилась на Крымскую войну. Там эти женщины во главе с Флоренс не только ухаживали за ранеными, но и установили определенные стандарты чистоты, которые позволили резко уменьшить случаи распространения инфекций. Смертность среди солдат сразу же значительно сократилась.

Несмотря на это, Найтингейл пришлось столкнуться с серьезным сопротивлением. Многие представители “приличного общества” (и даже сами врачи) считали, что не дело женщинам, тем более незамужним, выхаживать мужчин - это неподобающее поведение. Но вскоре недоброжелателям пришлось изменить свое мнение: Флоренс не только наладила обеспечение военной больницы всем необходимым, но и стала руководить всеми сестринскими отрядами британских госпиталей в Крыму. По окончании войны в Англии ее приняли как национальную героиню.

Позже она написала немало книг, посвященных вопросам ухода за больными и эффективности госпиталей. Они стали руководством в работе для других медсестер. Кроме того, в 1860-м Найтингейл открыла в Лондоне одну из первых школ сестринского дела.

Развитие сестринского дела в России

В России официально привлекать женщин к медицинскому уходу начали при Петре I, хотя они и задолго до этого помогали больным, нуждающимся и раненым. Вслед за Петром Екатерина II открыла в Москве и Петербурге воспитательные дома для подкидышей, где так же работали женщины. Кроме того, Екатерина основала больницу, в которой за мужчинами должны были ухаживать мужчины, а за женщинами - женщины. Такими первыми “медсестрами” были монахини или вдовы солдат.

В 1803 году императрица Мария Федоровна, мать Николая II, учредила приюты для бедных вдов, не имеющих средств. Позже их стали привлекать для воспитания сирот и работы в качестве сиделок в больнице для бедных. Женщины наблюдали за состоянием и чистотой больных, поддерживали порядок в палатах, стирали белье и одежду и даже осваивали некоторые медицинские приемы. В 1819 году был даже основан “Институт сердобольных вдов”, с которого и началась подготовка женского медицинского персонала в России.

Как Флоренс Найтингейл и ее медицинские сестры, российские “сердобольные вдовы” также участвовали в Крымской войне, наряду с сестрами милосердия, общины которых были учреждены в 1844 году. При таких общинах было несколько отделений - например, женские больницы, богадельни для смертельно больных и раненых, приюты для детей. Сестер милосердия, набиравшихся из незамужних девушек и вдов, обучали врачи (в том числе и Н.И. Пирогов) - преподавали основы ухода за пациентами, способы перевязки и так далее. В отличие от “сердобольных вдов”, члены таких общин не получали денег за свою работу, не имели ни выходных, ни отпусков, а трудиться приходилось много и сложно. Вместе с тем качество оказываемой обученными сестрами было выше, чем у “вдов”, практически не получавших медицинского образования.

История сохранила имена русских женщин, служивших на фронте, - не столь известных, как Флоренс Найтингейл, но от того не менее храбрых, трудолюбивых и героических. Это Екатерина Бакунина, Елизавета Хитрово, Юлия Вревская, Дарья Михайлова (Даша Севастопольская) и многие другие.

К началу Первой Мировой войны в 1914 году сестринское дело уже не было делом, не приличествующим женщинам, или занятием только для неимущих вдов. Сама императрица Александра с дочерьми работали сестрами милосердия, ухаживая за больными и ранеными. Всего же в это время число сестер в общинах достигало почти 20 тысяч.

После октябрьской революции общины и школы сестер милосердия были расформированы. На их место пришли государственные медицинские школы. В середине 30-х годов была введена единая система подготовки медсестер и медбратьев, и в 40-м по всему СССР уже насчитывалось почти тысяча образовательных учреждений, готовивших средний медперсонал. Великая Отечественная война показала, насколько важна была эта подготовка. Женщины-санинструкторы каждый день совершали подвиг, вынося с поля боя раненых солдат и их оружие. 24 санинструктора удостоены звания Героя Советского Союза, из них 10 - посмертно: это Валерия Гнаровская, Вера Кащеева, Ксения Константинова, Мария Цуканова и другие. Ирина Левченко и Лидия Савченко уже после войны впервые в России были награждены медалью Флоренс Найтингейл.

В течение всего XX века сестринское дело продолжало развиваться, появлялись новые программы, новые направления, специальные профессиональных организации и печатные издания. Медсестры и медбратья начали осваивать специализированные области медицины, такие как ортопедия, стоматология, педиатрия и так далее.

Медицинские сестры играют важную роль не только при физическом и эмоциональном уходе за пациентами, но и в работе с социальными проблемами, профилактике заболеваний и, конечно, помощи врачам. Сестринское дело продолжает развиваться как отдельный и неотъемлемый элемент здравоохранения.

История сестринского дела в России

История ухода за больными и ранеными на Руси началась в эпоху Петра I (1803 год). В то время была создана служба «сердобольных вдов» при воспитательных домах Петербурга и Москвы. В это же время в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих. Первым организатором службы сестринской помощи в России был X. Опель. Его первое руководство по уходу за больными на русском языке было опубликовано в 1822 году. В данном руководстве впервые давались основы деонтологии и требования к нравственным качествам ухаживающего персонала.

В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для «прямого назначения» ходить и смотреть за больными.

После годичного испытания 12 марта 1815 г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге, и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак - «Золотой Крест», на одной из сторон которого было написано «сердолюбие». В 1818 г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по учебнику Х. Опеля.

В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. В общине не только ухаживали, воспитывали, но и обучали сестер милосердия гигиеническим правилам ухода за больными и некоторым лечебным процедурам.

В общину принимались, согласно Уставу, вдовы и девицы 20 - 40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия в торжественной обстановке. После литургии, совершенной митрополитом Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной стороне Пресвятой Богородицы с надписью «Всех скорбящих радость», а на другой - с надписью «Милосердие». Принимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: «...буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них».

По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. «Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами - говорилось в Уставе, - принадлежит общине. Если имелись нарушения, сестра исключалась из общины по Уставу, но в истории общины не было такого случая.

«Если сестра удовлетворяет своему назначению, - она есть друг его семьи, она облегчает физические страдания, она же успокаивает порой и душевные муки, она нередко посвящается больным в самые интимные его заботы и скорби, она записывает его предсмертные распоряжения, напутствует его в вечность, принимает его последний вдох. Сколько нужно для этого терпения, находчивости, скромности, твердой веры и горячей любви. Есть глубокий смысл в требовании безвозмездности труда сестры милосердия, ибо за оказание ею услуг нет и не может быть земной платы».

Историограф общины (1864 г.)

В 1847 г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций. Однако свои требования за больными в России предъявила Крымская война 1853-1856 гг.

Сестры милосердия принимали участие во всех событиях, связанны с военными действиями начиная с Крымской войны (1853-1856 гг.), до этого времени во время военных действий в войсковых перевязочных пунктах или лазаретах трудились только мужчины, как врачи, так и младший персонал.

Идея помогать раненым с помощью женского милосердия и участия принадлежит Великой Княжне Елене Павловне, супруге Великого Князя Михаила Павловича, брата Императора Николая I. Иностранка по происхождению, принцесса из Штутгарта, прибыла в Россию юной, но уже успевшей получить блестящее образование в Париже. Знавшая несколько языков, знакомая с литературой, естественными науками и математикой, она в короткий срок также выучила русский язык и Историю Карамзина - язык и историю той страны, в которой ей предстояло жить. Получив после венчания титул Великой Княгини и православное имя, Елена Павловна всей душой обратилась к своей новой Родине - России. Показав себя на редкость добросердечной и отзывчивой на чужие беды и страдания, стал первой ревнительницей и преемницей в деле попечения благотоворительных заведений, завещанных ей Императрицей Марией Федоровной. Княгиня отличалась незаурядным умом, прозорливостью, увлеченностью и кипучей энергией и уж если начинала какое-либо дело, то непременно доводила его до конца. Будучи очень скромной в своих личных потребностях, Елена Павловна неустанно занималась благотворительностью, которая поглощала большую часть ее собственных средств. В то время, когда об учреждении Общества Красного Креста еще никто и не помышлял, в голове Великой Княжны уже созрела человеколюбивая мысль о нем. Толчком тому явились военные события в Крыму.

Осада Севастополя обнажила самое печальное состояние организации медицинской помощи в российской армии. Опытного медицинского персонала катастрофически не хватало. И Елена Павловна решилась обратиться к русским женщинам за помощью - отдать защитникам Севастополя свою заботу и свой бескорыстный труд. Ее поддержал известный хирург Н.И. Пирогов, но военное управление встретила эту идею весьма неохотно и недоверчиво (уж если самому Пирогову понадобилось несколько месяцев, чтобы убедить военных чиновников в своей необходимости на передовой...). Тогда взгляд на военное дело был сильно отличен от современного и круг военного звания очень замкнут. Присутствие женщин у постели офицера, а тем более солдата, воспринималось как непростительное вольнодумство. Солдат выполнял свой долг и должен был умирать по форме - навытяжку, а его страдания мало кому приходило в голову обсуждать. Сам главнокомандующий А.С. Меньшиков встретил затею Елены Павловны и Пирогова крайне недоброжелательно и даже грубо, поинтересовавшись: «не открыть ли сразу же при фронте и венерологическое отделение...». В такой ситуации дело могли спасти только такая сильная воля и убежденность, какие были у Великой Княжны Елены Павловны. И она, сумев таки убедить Императора Николая I, человека далеко не мягкого, в необходимости этих мер, 25 октября 1854 года учреждает Крестовоздвиженскую общину Сестер милосердия о раненых и больных, с последующей их отправкой на театр военных действий в Севастополь.

Нужно сказать, что на призыв Великой Княжны отозвались очень многие женщины, причем из разных сословий (в том числе и из высших слоев общества). Быстро обученная и испытанная первая группа Сестер (28 человек), получив из рук Елены Павловны кресты на голубой ленте и ее благословение всеми силами служить своим братьям во Христе, отправилась в Севастополь к Н.И. Пирогову. Сама Великая Княгиня, оставаясь в Петербурге, отдалась неутомимой деятельности по устройству складов в нижних этажах Михайловского дворца для медикаментов и вещей, купленных на свои средства, а также по доставке их в Крым. За первым отрядом «добровольных помощниц» последовали еще несколько (в общей сложности в Крымской кампании приняли участие около 250 Сестер милосердия!). А спустя некоторое время уже не только больные и раненые отозвались о самоотверженном труде Сестер, но и все военные начальники, ранее так пренебрежительно отвергавшие их помощь. Это вызвало во всем обществе небывалый подъем и ревностное желание действовать на пользу раненым и больным чем можно. В Морское министерство и к Великой Княгине стали стекаться со всех сторон приношения деньгами и вещами; явилось еще много желающих вступить в ряды Сестер милосердия. В простых коричневых платьях и таких же накидках, на шее - голубая лента и крест с Распятием, в клеенчатых фартуках, за поясом которых инструмент - ножницы, пинцеты и спринцовки, в простых ботинках (а то и в сапогах), самоотверженно сменившие домашний уют и достаток на бомбежки, холод, холеру и тиф, кровь и гной - эти женщины посвятили себя милосердию не на словах. Они делали все: готовили еду, перевязывали, ассистировали на операциях, кормили и поили лежачих, мыли их и одевали, писали письма, занимались постелями и одеждой, медикаментами и процедурами - по 18-20 часов в сутки. Ранения были тяжелыми: от пуль, осколков ядер и мин, от штыков; в зимнее время - обморожения, в летнее - дизентерия и лихорадки, холера и сыпной тиф. Врачи только удивлялись их мужеству, выносливости, неутомимости и буквально преклонялись перед ними. А уж раненные вовсе в них души не чаяли, называя ласково «сестричками» за их нежную заботу, сердечное сочувствие, за слова утешения и поддержки. Врожденная женская чистоплотность, аккуратность, ловкость, а также благотворное нравственное влияние делали их уход идеальным. На перевязочных пунктах близ линии фронта и в полевых лазаретах осажденного Севастополя словно Божий Дар были эти благодеяния женского ухода - то, о чем раньше никто и не помышлял. Были среди них и те, кто добровольно ходил помогать прямо на передовую.

Вплоть до окончания войны сестры милосердия были в госпиталях не только Севастополя, но и Симферополя, Бахчисарая, Евпатории, Перекопа и других городах. И никому уже не приходило в голову шутить и видеть их голубую ленту лишь украшением «в цвет голубых глазок», как когда-то в начале. Их было много, одна из них - лучшая помощница хирурга Н.И. Пирогова - Екатерина Бакунина (ей было 42 года). Родом из дворян, дочь губернатора Санкт-Петербурга, внучатая племянница М.И. Кутузова на деле оказалась идеальной Сестрой милосердия и ассистенткой в сложнейших операциях многих защитников Севастополя. В 1856 году Великая Княгиня Елена Павловна назначает ее главной - сестрой-настоятельницей, - и в этой должности она продолжает трудиться и после войны уже в С.-Петербурге в Кресто-воздвиженской общине. В 1877-78 гг. Е. Бакунина ездила уже с отрядом Красного Креста на Кавказский фронт, где также самоотверженно и энергично трудилась. А в своем имении устроила бесплатную больницу для крестьян со всей округи и была попечительницей земских больниц Тверской губернии. Именем Екатерины Бакуниной в 1954 году названа одна из улиц Нахимовского района Севастополя.

Лекции

Теоретических занятий

По учебной дисциплине

«Сестринское дело и манипуляционная техника»

Специальность 2-79 01 31 «Сестринское дело»

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ПО УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ.

Раздел 1. История развития сестринского дела.

Тема: «Цели и задачи сестринского дела. История развития сестринского дела»

Сущность сестринского дела.

Профессия медицинской сестры очень трудна. К избравшим её предъявляются, как минимум, четыре вида требований: профессиональная компетенция, физическая выносливость, порядочность и постоянное совершенствование умений и знаний.

Профессиональная компетенция необходима для успешной работы. Постоянное совершенствование умений и знаний обеспечивает возможность общения с представителями других профессий. От медицинской сестры требуется порядочность, потому что она получает конфиденциальную информацию и от пациента, и от его семьи, имеет дело с множеством наркотических веществ, оценивает работу других медсестёр, участвует в принятии решений, сложных с этической точки зрения.

Что же такое сестринское дело? Что представляет собой профессия медицинской сестры?

Одним из «нестареющих» является определение профессии медицинской сестры, которое дала Верджиния Хендерсон, выдающийся преподаватель, просветитель, исследователь и лектор: «Медсестра – это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребёнку, источник знаний и уверенность для молодой матери,уста тех, кто слишком слаб или погружён в себя, чтобы говорить».

Понятие «сестринское дело» сравнительно недавно вошло в профессиональный лексикон. Всё больше привыкли к понятию «уход за больными» или «деятельность медсестры». Понятие «сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988г.,когда в номенклатуре образовательных специальностей возникла новая учебная дисциплина –основы сестринского дела. Однако точного определения понятия «сестринское дело» нет. Это обусловлено целым рядом факторов: географическое положение страны, окружающая обстановка, количество медицинских сестёр и их обязанности в данной местности.

История развития сестринского дела.

Самосовершенствование и совершенствование в профессии невозможно без опыта предыдущих поколений. Хорошо знать прошлое нужно для лучшего понимания задач настоящего. Поэтому мы прежде всего остановимся на истории возникновения профессии медицинской сестры.

Общество во все времена высоко ценило и ценит здоровье и благополучие, потому что здоровые люди способны творить, защищать своих близких. Людям,которые могут облегчить страдания или исцелить, всегда отводилась важная роль, особенно во время войн и эпидемий. Между здоровьем, целительством и религией существовала связь, религиозные фигуры древности – жрецы, жрицы - считались наделёнными целительной силой. Для лечения использовались приготовленные по необходимым рецептам лекарства, различные процедуры, молитвы и обряды. Ещё в глубокой древности женщины нередко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больными и инвалидами.


Начало организованного ухода за больными и ранеными было положено во время правления Петра I. В 1715г. им был издан указ,в котором шла речь о применении женского труда по уходу за больными детьми. Несколько позже по указу Петра I создаётся «медицинская коллегия» (канцелярия, которая для работы в госпиталях в 1728г. ввела штатную единицу для женщин по уходу за больными и ранеными). Но после смерти Петра Iвсе его начинания были прерваны практически на 100 лет. Только к концу XVIII в. Женский труд по уходу за больными начал применяться в гражданских больницах (Павловская больница).

Следующий шаг в развитии сестринского дела – появление службы «сердобольных вдов». В1807г. в Москве и Петербурге были открыты приюты для бедных вдов. В январе 1814г. в одном из таких приютов при Мариинской больнице 24 вдовы изъявили желание посвятить себя уходу за больными. В январе 1818г. в Москве был учреждён институт «сердобольных вдов». Большой вклад в подготовку персонала внёс главный врач Мариинской больницы Оппель, который издал учебник Руководство и правила, как ходить за больными,в пользу каждого сим делом занимающегося,а иначе для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших…». В нём подчёркивалось: «Без надлежащего ухода и самый искусный врач мало, или никакого даже, в восстановлении здоровья или отвращении смерти сделать не может».

В службу «сердобольных вдов» могли вступить обитательницы вдовьих домов и их незамужние дочери после долгих испытаний добродетелей. В книге Оппеля содержались требования, которые предъявлялись к испытуемым. Они должны были обладать трезвостью ума, верностью, человеколюбием, совестливостью, терпением, молчаливостью, опрятностью, отсутствием брезгливости. Если в этих качествах убеждались их наставники, то начиналась специальная подготовка сердобольных вдов.

Новый этап в развитии женской медицинской помощи - это появление в России общин милосердия. Первая община сестёр милосердия была организована в 1844г. в Петербурге, в дальнейшем (1873) она стала именоваться Свято-Троицкой общиной. Существовала община на средства благотворительных организаций. В неё принимались вдовы и девушки в возрасте от 20 до 40 лет. Сёстры милосердия обязаны были дежурить у больных на квартире, в больнице и помогать врачу на приёме больных, обслуживаемых общиной. Таким образом, женский труд стал применяться в больницах и госпиталях, однако для оказания помощи раненым женщин пока не привлекали.

В 1854г. (период Крымской войны) в Петербурге была создана Крестовоздвиженская община сестёр милосердия для ухода за больными и ранеными. Устав Крестовоздвиженской общины был составлен Н.И.Пироговым. Главной целью общины была подготовка сестёр милосердия для ухода за больными и ранеными в военных госпиталях Крыма, где ощущалась острая нужда в медицинском персонале.

Вступившие в общину женщины в течение 2-3 месяцев проходили стажировку, а затем направлялись на фронт. Многие русские женщины оказывали помощь раненым на поле боя в условиях тяжёлой боевой обстановки. Среди них Даша Севастопольская, Екатерина Бакунина, Екатерина Хитрова, Варвара Щедрина и др. Н.И. Пирогов так характеризовал сестёр милосердия: «Наша сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простая, богопочтительная женщина с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, а при том, она должна непременно сохранить чувствительное сердце». Вот характеристика условий, в которых сёстры милосердия оказывали помощь больным и раненым в крымских госпиталях.

Обстановка в крымских госпиталях была исключительно тяжёлой. Наступила осень, шли дожди, дороги стали трудно проходимыми. В госпиталях в суконных палатках становилось прохладно и сыро. Сёстры милосердия в солдатских сапогах, топая в грязи, обходили насквозь промокшие палатки, стоя порой на коленях, делали перевязки, раздавая чай, чтобы согреть промокших больных, лежавших на подстилках или просто на земле. Отмечались заболевания сыпным тифом, холерой, цингой, лихорадкой. В таких случаях сёстры оказывали свою посильную помощь. Все эти женщины были разные, но их роднила любовь к Отчизне, желание служить своему народу.

Международное признание получила жизнь и деятельность сестры милосердия англичанки ФлоренсНайтингейл. Она родилась во Флоренции в 1823г.,получила хорошее воспитание. С детства ей было свойственно обострённое чувство сострадания ко всем больным и несчастным. В возрасте 31 года, к моменту добровольной поездки в Крым на войну (1855), она уже посетила все госпитали в Лондоне и многие в Европе. В сложных условиях войны Найтингейл, возглавив отряд добровольных «сиделок», сумела организовать уход за ранеными, обеспечить снабжение их пищей, одеждой,книгами.

«Там, где болезнь является в самом сильном развитии, там, где рука смерти приближается к своей жертве, там можно встретить эту несравненную женщину. Её кроткое присутствие производит утешительное действие на больного, даже в последней его борьбе со смертью», - писали газеты того времени.

Ухаживая за больными в условиях повальных эпидемий, ФлоренсНайтингейл заболела лихорадкой, но по выздоровлении, несмотря на уговоры друзей возвратиться домой, осталась при госпитале. Большой вклад внесла она в дело обучения женщин, желающих посвятить себя уходу за больными. В работе «Как нужно ухаживать за больными» ею были развиты многие идеи по санитарии и гигиене лечебных учреждений,практике и лечению заболеваний, отражены вопросы медицинской деонтологии.

В 1860г. ФлоренсНайтингейл основала первую школу сестёр милосердия в Англии при больнице Святого Фомы. Она впервые отметила,что в сестринском деле есть две важные области: уход за здоровыми и уход за больными пациентами. Уход за здоровыми определялся как «поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезни». Уход за больными раскрывался ею как «способность помогать жить человеку, страдающему от болезни», не просто выжить, а жить как можно более полноценной жизнью, приносящей удовлетворение. Она настаивала на том, что предотвратить болезнь легче, чем лечить. Эта точка зрения была предшественницей теорий микробиологов и психологов. ФлоренсНайтингейл впервые применила в здравоохранении научные методы и статистические исследования, сочетание решения проблем с профилактическими методами, такими, как соблюдение чистоты, здоровое питание,внимание к эмоциональному состоянию пациентов, соответствующее образование медицинских сестёр.

В знак благодарности за выдающиеся заслуги в области развития сестринского дела в 1912г. английским правительством были учреждены Международный фонд и медаль имени ФлоренсНайтингейл.

Во Флоренции, на родине Найтингейл, в старинном храме рядом с гробницами Данте и Микеланджело, в глубокой нише стоит изваяние женщины с лампой. У подножия его высечены слова: «Она была примером служения людям и прообразом международного милосердия, носителем которого позднее стал Красный Крест».

Ежегодно, 12 мая, в день рождения ФлоренсНайтингейл проводится награждение лучших медицинских сестёр во всём мире. В Беларуси этой высокой награды удостоены шесть медицинских сестёр: Мария Афанасьевна Горячук, г. Гомель (1983), Софья Адамовна Кунцевич, г. Минск (1981), Софья Васильевна Белухова, г. Гомель (1975), Екатерина Ефимовна Сиренко, г. Барановичи (1971), Евгения Максимовна Шевченко, г. Скидель (1967), Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко, г. Полоцк (1957). На обратной стороне медали выгравирована надпись: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества».

После Крымской войны в России начали возникать многочисленные новые общины сестёр милосердия, они стали более широко привлекаться для ухода за ранеными в госпиталях. В 1867г. было организовано Общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1879г. в Российское общество Красного Креста. Одной из задач этого общества была подготовка сестёр милосердия. В1868г.в Петербурге возникла Георгиевская община, одним из руководителей которой был выдающийся врач С.П.Боткин. Возникали и другие общины Красного Креста (в Петербурге, Москве, Харькове, Тифлисе и др.).

Кроме общин Красного Креста, сёстры милосердия готовились и монастырскими общинами, а также на курсах при больницах. В 1894г. Крестодвиженская община была передана в ведение Российского общества Красного Креста. Завоевала своим героическим трудом право ухаживать за больными и ранеными в Крымской войне, русские сёстры милосердия в дальнейшем принимали участие в русско-турецкой войне (1877-1878), русско-японской войне(1904-1905), первой мировой войне(1918-1920). Женский труд в медицине занимает подобающее ему место в лечении и уходе за ранеными и больными. Высокие моральные качества, служение, порой жертвенное, страдающим людям стали характерными для русских сестёр милосердия. На них воспитывались и воспитываются поколения медицинских сестёр. Многое для обеспечения медицинского образования женщин сделал сподвижник Н.И.Пирогова С.П. Боткин. По инициативе С.П.Боткина и М.А.Сеченовой- первой русской женщины – хирурга – в 1872г. был создан Комитет попечения о сёстрах милосердия и начат поиск средств на устройство приюта для престарелых медицинских сестёр.

К концу 1912г. в ведении Общества Красного Креста было 109 общин с 3442 сёстрами милосердия. В соответствии с уставом в общину принимались только лица христианского вероисповедания. Сёстры не получали оплаты за свой труд, а обеспечивались от общины жильём, пищей, одеждой.

Вторая половина XIX в. характеризуется интенсивным открытием учебных заведений для подготовки средних медицинских кадров в Беларуси. Это были повивальные, фельдшерские, зубоврачебные школы, школы для подготовки сестёр милосердия.

В январе 1865г. было открыто первое в Беларуси среднее медицинское учебное заведение – Могилёвская повивальная школа. Инициатор её создания Н.М.Мандельштам – один из виднейших деятелей медицины Могилёвской губернии того времени. В октябре 1876г. была открыта повивальная школа на 20 человек в г. Гродно.

Кроме того, на территории Беларуси существовали школы при больницах Приказа общественного призрения: специальная школа сестёр милосердия в г. Минске(1890-1902) и фельдшерская школа в г. Витебске(1872-1875).

Медицинские школы открывались также некоторыми общественными организациями. Так, в Минске с декабря 1902 г. при Общине сестёр милосердия Красного Креста были открыты одногодичные курсы подготовки сестёр милосердия. С1904 по 1910 г. в Минске работала десятимесячная школа повивальных бабок при родильном приюте Минского отделения Российского общества защиты женщин.

Немалую роль в подготовке средних медицинских кадров играли частные медицинские школы. В 1907 и 1908 гг. в Минске были открыты две первые в Беларуси зубоврачебные школы. В 1909г. они слились в одну школу, обучение в которой длилось два с половиной года.

Развитие медицинских школ сопровождалось рядом преобразований. В 1869г. в паевое содержание Могилёвской повивальной школы вступила Витебская губерния, поэтому школа официально приобрела межгубернское значение.

В то время уставы медицинских школ отличались большим разнообразием относительно сроков обучения и программ. Только в 1872г. правительством был учреждён типовой устав фельдшерско-акушерских школ.

На курсах медицинских сестёр изучались латинский язык, физиология, хирургия и десмургия, гигиена, анатомия, внутренние болезни, уход и первоначальная помощь, фармакология и рецептура. Ежедневно теоретические занятия длились 2 ч., в остальное время учениц обучали уходу за больными в больницах и на дому.

В частной школе, чтобы получить звание акушерки второго разряда, необходимо было учиться 1год, акушерки первого разряда - 2 года, фельдшера – 3 года. Школа придерживалась утверждённой программы для фельдшерских школ.

Таким образом, в Беларуси в конце XIX - начале XX в. Имелось несколько видов учебных заведений, в которых готовились средние медицинские кадры. Широкая подготовка сестёр милосердия началась после Октябрьской революции. К сожалению, одним из первых мероприятий по усовершенствованию подготовки кадров медицинских сестёр были не только ликвидация общин сестёр милосердия, но и отмена наименования такой профессии. Теперь сёстры милосердия стали называться медицинскими сёстрами. В первые годы после окончания Гражданской войны разрушенная сеть медицинских учреждений восстанавливалась очень медленно, поэтому проблема медицинских кадров в это время была одной из важнейших и самых острых в здравоохранении.

Система среднего медицинского образования в 20-40-х годах неоднократно изменялась. В октябре 1922г. Главным управлением по профессиональному образованию была проведена I Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию, которая определила систему подготовки средних медицинских кадров и типы средних медицинских учебных заведений в Беларуси.

В 1936-1937гг. в Беларуси произошла перестройка средней медицинской школы на единой основе. Число школ увеличилось с 6 в 1932г. до 33 в 1937г.

После присоединения Западной Беларуси в 1939г. были открыты медицинские школы в Гродно, Слониме, Барановичах, Пинске. К 1940г. в республике функционировало 35 средних медицинских школ: 4 фельдшерско-акушерские, 2 фельдшерские, 3 фармацевтические, 23 для медицинских сестёр, 2 для медицинских лаборантов и 1 зубоврачебная. Одновременно проводилась подготовка среднего медицинского персонала на курсах. К началу Великой Отечественной войны в Беларуси 15293 средних медицинских работника.

Героизм и самоотверженность проявили медицинские работники во время Великой Отечественной войны: 72,3% возвращённых в строй раненых и 90% больных - таков итог их труда. В действующей армии находились 500 тыс. средних медицинских работников. В период с 1941 по 1945г. организацией Красного Креста было подготовлено 300 тыс. медицинских сестёр, 500тыс. сандружинниц и 300 тыс. санитарок. Оказание помощи раненым на поле боя приравнивалось к ратному подвигу. Таких подвигов в годы Великой Отечественной войны было совершено медицинскими сёстрами бесчисленное множество.

В первые месяцы войны наши войска вынуждены были отступать под натиском превосходящих сил противника, неся большие потери. На медиков войскового звена, персонал немногочисленных госпиталей легли огромная нагрузка и ответственность. Люди работали, забывая об отдыхе, до изнеможения. С первых же дней войны 1000 врачей, фельдшеров, медицинских сестёр пришли в военкоматы с просьбой послать их в действующую армию, на фронт. В годы войны медицинская служба почти наполовину была представлена женщинами. Работая наравне с мужчинами, принимая на себя те же опасности и невзгоды, наши женщины не уступали им в храбрости и мужестве. Среди 44 медиков –Героев Советского Союза – 17 женщин. Нет таких слов, которые могли бы передать всё благородство того, что сделали в годы войны женщины – медики, как нет слов,достаточно полно передающих и глубину благодарности, которую испытывали воины к своим медицинским сёстрам. Среди них И.Н.Левченко (в бою за Крым вынесла из горящих танков 28 солдат и офицеров), В.С.Кащеева. Особого внимания заслуживает подвиг юной медицинской сестры Зинаиды Туснолобовой-Марченко, уроженки г. Полоцка. В начале войны она добровольно пошла на курсы медицинских сестёр и после их окончания была назначена санитарным инструктором стрелковой роты. За три дня боёв Зинаида оказала помощь 40 раненым бойцам и командирам. Её наградили орденом Красной Звезды и вскоре присвоили звание старшины медицинской роты. За время боёв Туснолобова-Марченко вынесла из-под огня 123 раненых бойца и командира.

Зимой 1943г. дороги войны привели Зину в Курскую область. В одном из боёв, оказывая помощь раненому командиру, она сама была тяжело ранена в обе ноги разрывными пулями. Около суток пролежала девушка, истекая кровью,на февральском морозе. Только на следующий день нашли её разведчики и отправили в госпиталь. Чтобы спасти жизнь, Зинаиде пришлось ампутировать руки иноги. Казалось, такая беда сломит её дух, но жизнь продолжалась.

Молодёжь одного из заводов г. Свердловска выпустила сверх плана 5 танков и написала на башнях: «За Зину Туснолобову». За неё мстили воины-однополчане. В 1957г. она была удостоена звания Героя Советского Союза, а Международный комитет Красного Креста наградил её медалью «ФлоренсНайтингейл».

Высокие награды,которыми были отмечены лучшие военные медики, явились признанием больших заслуг всего медицинского состава, признанием высокого героизма, проявленного медиками на полях сражений.

Маршал К.К.Рокосовский в своих мемуарах писал: «Поистине наши медики были тружениками-героями. Они делали всё, чтобы скорее поставить раненых на ноги, дать им возможность вернуться в строй. Нижайший поклон им за заботу и доброту».

Во время войны здравоохранению Беларуси был нанесён огромный ущерб. Сеть лечебных учреждений была разрушена на 80%, практически все медицинские школы уничтожены вместе с оборудованием.

С началом освобождения Беларуси от немецких захватчиков стали восстанавливаться и медицинские учреждения. В марте 1944г. начали функционировать медицинские школы в Могилёве, Мозыре, Гомеле. К декабрю 1944г. в Беларуси было восстановлено 22 средних медицинских учреждения. Медицинские школы не имели достаточного количества помещений, не хватало учебной литературы и учебных пособий.

В 1954-1955гг. медицинские школы Беларуси были преобразованы в медицинские училища.

В настоящее время в республике имеется 17 медицинских колледжей, 1колледж повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников и 10 филиалов повышения квалификации в медицинскихколледжах.

Подготовка среднего медперсонала ведётся по специальностям: фельдшерско-акушерское дело, санитария, гигиена, лабораторная диагностика, техника массажа (для слабовидящих и слепых), зубоврачебное дело, зуботехническое дело, сестринское дело. В лечебно – профилактических учреждениях медицинские сёстры могут работать палатными, процедурными, перевязочными, операционными медицинскими сёстрами и т. д.

Палатная медицинская сестра ведёт наблюдение за состоянием здоровья пациентов: общим видом, деятельностью сердца, органов дыхания и пищеварения; выполняет врачебные назначения. Когда медицинские сёстры специализируются по уходу за хирургическими больными, их называют хирургическими медицинскими сёстрами, работающих в операционной – операционными, в отделениях и кабинетах физиотерапии – физиотерапевтическими, ведающих вопросами диетического питания пациентов – сёстрами по диетпитанию, осуществляющих патронаж на дому – патронажными, работающих на участках в поликлинике – участковыми медицинскими сёстрами. В поликлинических учреждениях медицинские сёстры помогают врачу на приёме, выполняют различные медицинские процедуры по назначению участковых врачей у пациента на дому, ведут санитарно-просветительную работу среди населения. Работой медицинских сестёр руководит старшая медицинская сестра отделения.

Старшая медицинская сестра участвует в проведении утренних конференций, в обходах, организует сестринские посты, составляет график работы палатных медицинских сестёр в отделении, выписывает и получает из аптеки необходимые медикаменты, предметы ухода за пациентами в отделении, контролирует правильность хранения историй болезней организует приём пациентов в отделение и их выписку, составляет отчёт о работе отделения.

На медицинских сестёр детских воспитательных учреждений возлагаются уход за детьми, контроль за санитарным состоянием помещений и др.

Обязанности медицинских сестёр других лечебно-профилактических оздоровительных и санитарных учреждений определяются в зависимости от их профиля.

Медицинским сёстрам необходимо систематически повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования и специализации. В медицинских училищах организуются отделения повышения квалификации, в лечебно-профилактических учреждениях проводятся конференции, читаются лекции по различным разделам медицины. В целях повышения квалификации медицинских сестёр, освещения наиболее злободневных проблем медицины издаются специальные журналы: «Мир медицины» (учредитель - Ассоциация медицинских сестёр г. Минска), «Сестринское дело», «Медицинские знания» и др.

Развитие сестринского дела за рубежом

В Европе издавна существовали добровольные объединения людей, посвятивших себя уходу за больными и ранеными. Такую миссию взяла на себя христианская церковь с начала своего существования. Обязанность по уходу за больными странниками, нищими, сиротами лежала на дьяконах (в переводе с греческого – служители).

В XI веке во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и др.) были созданы общины женщин и девиц для ухода за больными.

В XIII веке графиня Елизавета Тюрингская на свои средства построила госпиталь, организовала госпиталь для подкидышей и сирот, в которых сама много работала. В 1235 году она была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община «елизаветинок». В мирное время они ухаживали только за больными женщинами, а в военное и за мужчинами. Много сделали для больных проказой.

В 1617 году во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия и поставил во главе ее Луизу де Мариллак, которая организовала семинары для сестер милосердия и сиделок, а в 1641 г создала специальную школу по их обучению.

Викентий Поль впервые предложил словосочетания «сестра милосердия», «старшая сестра» и указал, что община должна состоять из из вдов и девиц, которые не должны быть монахинями и не должны давать никаких постоянных обетов.

К середине XIX века в Западной Европе насчитывалось около 16 000 сестер милосердия.

Флоренс Найтингейл (1820 – 1910 г.г.) – английская сестра милосердия, считается во всём мире основоположницей сестринского дела.

Впервые ее имя прозвучало 1854г., когда Флоренс и с нею 38 сестер милосердия прибыли к месту военных действий на Крымской войне. Ф.Н. доказала насколько важен правильно организованный уход за ранеными, снизив смертность в госпиталях с 40% до 2,2%.

Вернувшись в Лондон в 1860г., она открыла школу для подготовки сестер милосердия. Система обучения в ней послужила основой современного преподавания сестринского дела.

В своей книге «Записки об уходе» Ф. Найтингейл впервые:

· охарактеризовала сестринское дело как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению»;

· выделила в сестринском деле две области – уход за больными и уход за здоровыми. Уход за здоровыми она определила как «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными как «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение»;

· провела анализ влияния санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья;

· высказала убеждение, что С.Д. как профессия требует специальных, отличных от врачебных знаний;

Ф.Н. разработала такие нравственные ориентиры, как милосердие, безграничная преданность делу, уважение личности пациента, соблюдение профессионального долга, которые не изменились и сегодня.

Взгляды и убеждения Ф.Н. получили широкое признание во многих странах мира. Современные исследователи рассматривают ее работы в качестве первой модели С.Д.

Идея помощи раненым силами сестер милосердия во время Крымской войны явилась предпосылкой для создания Общества Красного Креста. Основоположником стал швейцарец Анри Дюнан. Эмблемой общества стал красный крест на белом полотне.

Международное Общество Красного креста в 1912 г. учредило медаль Флоренс Найтингейл. Ею награждают медсестёр, проявивших героизм в ходе военных действий. В годы ВОВ ею впервые были награждены 46 медсестёр в нашей стране.

После открытия в начале 70-х годов XVIII века в США первых сестринских школ по модели школы Ф.Н., инициатива развития С.Д. постепенно сместилась из Европы в Америку. В 1886г. там создается первое Общество медицинских сестер – первая в мире профессиональная сестринская организация. Позже там был издан первый сестринский журнал – «American Journal of Norsing» - и сегодня самый популярный сестринский журнал в мире. В начале XX века медицинская сестра Колумбийского университета Нуттинг получила звание профессора С.Д.

В развитии С.Д. за рубежом большое влияние сыграл врачебный бизнес. Распространился принцип «техницизма», дегуманизации. Сестры – последователи традиций Ф.Н. активно включились в формирование независимой сестринской практики в больницах, на дому, в домах сестринского ухода. Они стремились к развитию комплекса знаний, составляющих основу их профессии. Наибольшую известность получила теория В. Хендерсон, основанная на удовлетворении 14-ти базовых потребностей пациента.

История сестринского дела в России

На Руси необходимое лечение и уход в периоды эпидемий и войн проводились в монастырских больницахмонахами – «лечцами».

Первые упоминания о стационарных ЛУ на Руси относятся к середине X века – кН. Ольга основала больницы, где уход был поручен женщинам

В XVIII век Россия вступила с Петром I. Именно тогда произошли значительные преобразования в организации медицинской помощи. В 1715г. вышел указ о службе женщин в воспитательных домах для ухода за больными детьми. Это был первый шаг для официального привлечения женщин к лечебной работе.

При Екатерине II появилась служба «сердобольные вдовы» - в Петербурге, затем в Москве. Вдовы солдат привлеклись наблюдать за порядком, раздавать пищу и медикаменты, следить за чистотой. Началось их обучение по вышедшему в 1822г. учебнику Опеля, где давались основы деонтологии, особенности ухода за тяжелобольными, ранеными, младенцами. Уделялось внимание гигиеническому содержанию больных, выполнению основных процедур.

В 40-х годах XIX века в Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской открылась Свято – Троицкая община . В сестры принимали вдов и девиц 20-40 лет. В течение года они проходили курсы обучения уходу, перевязкам, рецептуре, проявляли свои душевные качества. В торжественной обстановке их посвящали в сестры милосердия. В дальнейшем подобные заведения стали создаваться и других крупных городах.

Особое место принадлежит Петербургской Кресто – Воздвиженской общине. Она была учреждена великой княгиней Еленой Павловной, а руководство ей осуществлял Н.И.Пирагов.

Ближайшими помошницами Пирагова стали старшие сестры:

Екатерина Михайловна Бакунина (племянница фельдмаршала Кутузова), которую называли идеалом сестры милосердия

Елизавета Петровна Карцева, по словам Н.И. сумевшая обратить обязанность сестры в духовное призвание жизни

Екатерина Александровна Хитрово, которая личным примером способстовала воспитанию в людях высокой нравственности.

Во время Крымской войны (1853 – 1856гг) члены общины первыми в мире начали оказывать сестринскую помощь в действующей русской армии. Всего в войне приняли участие 200 сестёр, из которых 17 погибли. С героизмом сёстры сопровождали обозы, ухаживали за ранеными, работали в операционных. Пирогов впервые разделил сестёр разного профиля, разработав для них инструкции. Членами Кресто–Воздвиженской общины были женщины разных сословий и в целях их поощрения был учрежден позолоченный крест, которым были награждены 158 сестер. Прославилась на передовой сестра Дарья Севастопольская, открывшая перевязочный пункт. Прибыв по зову сердца на фронт, она в труднейших условиях оказывала помощь раненым. За героизм была награждена медалью «За усердие» на Владимирской ленте и 500 рублями серебром.

В это же время в Крыму стало широко известным и популярным имя Даши Севастопольской. Ее назвали «женщиной из легенды». Дочь матроса, погибшего в Синопском сражении, переодевшись в матросский костюм и снарядив свою повозку ветошью, корпией, уксусом, отправилась вслед за русскими войсками к реке Альме. Там она организовала первый на театре Крымской войны импровизированный перевязочный пункт. «Знаменитая Дарья» - так отзывался о ней Пирогов.

В 1867 г. Россия присоединилась к Женевской конвенции, создавшей Общество Красного креста . В его формировании большую роль сыграли великие русские врачи Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, Н.Н. Бурденко. Основные функции общества: подготовка сестёр милосердия и оказание бесплатной медицинской помощи.

1914г. – начало 1 Мировой войны. Большую роль в движении сестёр милосердия сыграли императрица Александра Фёдоровна и её дочери Татьяна и Ольга, которые открывали лазареты и работали в них сами. В этой войне участвовали уже более 2 500 сестёр милосердия.

После Октябрьского переворота движение Красного креста и сестры сыграли большую роль не только в медицинском обеспечении Красной армии и в борьбе с эпидемиями. Они боролись с неграмотностью, поднимая общую культуру населения. В связи с большой потребностью в сестрах были организованы краткосрочные курсы.

В 1917г. создано Всероссийское общество сестер милосердия. С января 1918г. стал выходить «Первый вестник Сестры милосердия».

В 1920г. начали открываться школы по подготовке сестер, позже техникумы. С 1926 г. сестёр милосердия начали называть медицинскими сестрами.

Годы социализма полностью уничтожили деятельность православных общин сестер милосердия. Главным достижением этого периода отечественного здравоохранения было насыщение сестринскими кадрами медицинских служб в стране.

К 1940г. обеспеченность сестринскими кадрами по сравнению с 1913 г. выросла в 8 раз. Но престиж профессии был невысоким. Наркомздрав определил среднего медработника как помощника врача, работающего по его указаниям и под его наблюдением. Все принципиальные вопросы решались не самими сёстрами, а врачами. Государственная система лишала сестёр гражданской инициативы, творчества. Не смотря на то, что уход в значительной степени определяет успех лечения, статус медицинской сестры того времени был занижен.

В период Великой Отечественной войны Общество Красного Креста проводило массовую подготовку санитарных и сестринских кадров, обучение населения. В 1942 г начал выходить журнал «Медицинская сестра». За проявленный героизм во время Великой отечественной войны 46 сестёр были награждены медалью Ф. Найтингейл, а 17 получили звание Героя Советского Союза.

С 1953г. средние медицинские учебные заведения стали именоваться медицинские училища. Сестринская помощь в России до 1989г. имела основательную теоретическую, практическую и организационную базу. Имелись и недостатки, в т.ч. отрыв от международных сообществ.

С 1991 года началась подготовка медицинских сестер в колледжах, стали открываться факультеты высшего сестринского образования в медицинских вузах. Значительным стимулом для развития сестринского дела на современном этапе стали интенсивные контакты с зарубежными коллегами. Состоялось переосмысление роли медсестры в профессиональном сообществе.

В 1993г. в Голицыно был проведен семинар «Новые сестры для новой России» по реформе сестринского образования и сестринской практики. Сущность реформы заключается в организации сестринского дела как самостоятельной сферы медицинской деятельности, приобретение сёстрами профессиональной независимости, расширение их роли в лечебном процессе как партнёра и помощника пациента.