Таможенное администрирование на современном этапе: достижения и перспективы (Шохин С.О.). Механизм администрирования таможенных платежей в таможенном союзе Таможенное администрирование по уплате таможенных платежей

  • IV. Регулирование в системе налогового администрирования
  • Активный транспорт ионов. Механизм активного транспорта ионов на примере натрий-калиевого насоса
  • Активы таможенных органов: понятие, структура и особенности
  • Амортизация как целевой механизм возмещения износа. Методы расчета амортизационных отчислений.
  • Анализ деятельности органов федеральной таможенной службы по обеспечению уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет
  • Как нами было выяснено ранее, взимаемые таможенными органами платежи взыскиваются (уплачиваются) в том государстве-члене Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, в валюте этого государства. При этом взнос денежных средств осуществляется на единый счет уполномоченного органа - "счет, открытый уполномоченному органу в национальном (центральном) банке, либо в уполномоченном органе, имеющем корреспондентский счет в национальном (центральном) банке, для зачисления и распределения поступлений между бюджетами государства - члена Таможенного союза ".

    Уполномоченными органами выступают государственные органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджета страны: в России - Федеральное казначейство РФ, в Беларуси - Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь, в Казахстане - Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, в Армении - Центральным казначейством Республики Армения.

    В настоящее время в качестве единого счета в России выступает открытый Межрегиональному управлению Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации " счет № 40101810400000010153. Федеральная таможенная служба России стала администратором платежей, поступающих на этот счет. И в зависимости от того, куда в дальнейшем поступают эти средства, их можно разделить на три группы (рис. 7):

    Рис. 7. Группы платежей, администрируемые таможенными органами России

    К первой группе относятся таможенные платежи, которые распределяются между странами Таможенного союза на основе специально созданного для этого механизма.

    Часть платежей, подлежащих перечислению другим государствам-членам Таможенного союза (Казахстан, Беларусь, Армения) с единого счета поступает на корреспондентские счета, открытые в Центральном банке Российской Федерации Национальному Банку Республики Казахстан, Национальному Банку Республики Беларусь и Центральному Банку Республики Армения по следующей схеме (рис. 8):

    Рис. 8. Механизм взимания и распределения платежей, администрируемых таможенными органами России, с применением единого счета



    Примечание:

    1. Уплата (возврат) платежей на единый счёт;

    2. Идентификация платежей третьей группы в качестве платежей первой или второй групп;

    3. Распределение платежей первой группы в соответствии с нормативами, предусмотренными Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;

    4. Перечисление платежей первой группы на корреспондентские счета уполномоченных органов в Центральном банке Российской Федерации;

    5. Зачисление платежей на счета бюджетов государств-членов Таможенного союза.

    Доля Российской Федерации перечисляется на балансовый счет 40105 "Средства федерального бюджета ", открытый Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации и предназначенный для учета средств федерального бюджета России.

    Распределение денежных средств от уплаты таможенных платежей и сборов осуществляется согласно нормативам распределения, установленным для: Республики Беларусь в размере 4,65 %, Республики Казахстан в размере 7,25 %, Российской Федерации в размере 86,97%, Республики Армения в размере 1,13%.



    Отнесение к данной группе специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных Евразийской экономической комиссией, связано с тем, что п. 3 ст. 28-1 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам предусмотрено, что они подлежат зачислению и распределению в бюджеты государств - членов ТС.

    Ко второй группе относятся платежи, которые напрямую попадают в бюджеты соответствующего государства - члена Таможенного союза. Сюда относятся платежи, которые в полном объеме с единого счета поступают на счет 40105 "Средства федерального бюджета ". Если платежи первой группы используются в первую очередь в целях протекционистской защиты товаров ТС, то взимание второй группы платежей направлено на иные цели: их взимание, во-первых, позволяет сбалансировать налоговые режимы в отношении иностранных и российских товаров, а во-вторых, является очень важным источником доходной части федерального бюджета (в последние годы на них приходится 80-90% платежей, перечисляемых таможенными органами в федеральный бюджет России).

    Третью группу составляют платежи, которые числятся на едином счете и остаются, как правило, имуществом лица, внесшего платежи, до наступления установленных в таможенном законодательстве событий (действий). С наступлением таких событий (действий) платежи распределяются между государствами - членами ТС, перечисляются в федеральный бюджет или возвращаются плательщику. В качестве таких событий (действий) может выступать распоряжение лица, внесшего платежи, решение об обращении на них взыскания таможенным органом и т.д. Так, авансовые платежи уплачиваются на единый счет и на нем числятся до:

    1. их идентификации в качестве таможенных платежей на основании распоряжения внесшего лица таможенному органу;

    2. их идентификации в качестве денежного залога на основании распоряжения внесшего лица таможенному органу;

    3. обращения таможенным органом взыскания на них;

    4. возврата их внесшему лицу на основании заявления.

    Также входящие в третью группу предварительные специальные, предварительные антидемпинговые и предварительные компенсационные пошлины, введенные Евразийской экономической комиссией, распределяются между государствами - членами Таможенного союза только в случае, если по результатам специально проведенного расследования Евразийской экономической комиссией принято решение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; в противном случае со счета 40101 средства возвращаются плательщику.

    Следовательно, третья группа платежей потенциально- платежи первых двух групп, но их идентификация в качестве таковых происходит только при наступлении определенных таможенным законодательством событий.

    Приоритетными задачами таможенной службы являются обеспечение собираемости таможенных платежей, совершенствование таможенного администрирования, создание благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности. При этом первая из перечисленных задач является основной, приоритетной, ее решению подчинены все остальные задачи, а когда они вступают в противоречие, ими, как показывает практика, можно пренебречь.
    Как и в предыдущие годы, Федеральная таможенная служба по-прежнему остается основным поставщиком средств в доходную часть государственного бюджета. В 2014 году ФТС России обеспечила поступление таможенных и иных платежей в объеме, превышающем 50 процентов доходной части федерального бюджета. Сумма платежей, учтенная по доходным статьям федерального бюджета, составила 7,1 трлн. руб., что на 8,2% больше, чем в 2013 году.
    При этом в 2014 году было предоставлено льгот по уплате таможенных платежей на сумму 536,5 млрд. руб. По результатам проверки сведений о стране происхождения товаров принято 5,8 тыс. решений об отказе в предоставлении тарифных преференций, что повлекло дополнительные начисления таможенных платежей на сумму 258,7 млн. руб. ФТС России предоставила субсидии из федерального бюджета для возмещения затрат по уплате таможенной ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость лицам, участвующим в проекте инновационного центра "Сколково", в размере 400 млн. руб.
    В рамках контроля после выпуска товаров за 2014 год проведено 6684 проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. По их результатам дополнительно начислено таможенных платежей на сумму 7,3 млрд. руб., из которых взыскано 2,9 млрд. руб.
    Помимо решения задачи пополнения федерального бюджета, в 2014 году проводилась плановая работа в системе таможенных органов по повышению качества и результативности таможенного администрирования и устранению административных барьеров для бизнеса.
    Одним из основных показателей успешной работы таможенных органов является сокращение сроков совершения таможенных операций. К концу 2014 года время, требуемое для проведения таможенного контроля в пунктах пропуска на российском участке границы Таможенного союза, составило не более 45 минут. Время осуществления таможенных операций при выпуске товаров, при условии что товары не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые партии, требующие дополнительной проверки, составило 2 часа при экспорте и 5 часов при импорте. В 2013 году соответственно при экспорте - 2,5 часа, при импорте - 12 часов.
    Необходимо признать, что ФТС России проведена значительная работа по реализации мероприятий по введению обязательного электронного декларирования товаров с 1 января 2014 года, ускорению прохождения контроля товаров и транспортных средств в железнодорожных пунктах пропуска за счет введения с 1 октября 2014 года обязательного предварительного информирования о ввозе товаров, сокращению количества документов, запрашиваемых на бумажных носителях, которых стало при экспорте - 6, а при импорте - 8, внедрению технологии удаленного выпуска товаров и удаленной уплаты таможенных платежей в электронном виде, применению субъектно-ориентированного подхода в рамках системы управления рисками для категорирования участников ВЭД.
    При этом необходимо отметить, что запланированные мероприятия в рамках исполнения дорожной карты "Совершенствование таможенного администрирования" были реализованы, значения установленных показателей эффективности деятельности таможенных органов достигнуты.
    В 2014 году было подано более 4,3 млн. деклараций на товары в электронном виде с использованием сети Интернет, что составило 99,9% от общего количества деклараций на товары, оформленных таможенными органами. Более 80 тысяч участников ВЭД применяли электронную форму декларирования, а именно 99,5% от общего количества участников ВЭД, подавших декларации на товары.
    С применением технологии удаленного выпуска было оформлено более 448 тыс. деклараций, поданных в таможенные органы в электронном виде, что составило 10,4% от общего количества оформленных деклараций на товары.
    С применением субъектно-ориентированного подхода к управлению рисками на основе отраслевого и автоматического категорирования участников ВЭД определено более двух тысяч лиц с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, на долю которых к концу 2014 года приходилось более 42% от общего количества оформленных деклараций на товары и более 56% от общей суммы таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет при импорте товаров.
    Наблюдались существенные изменения в совершенствовании правовой базы деятельности таможенных органов. Следует отметить новые документы в области регулирования таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Были разработаны и приняты Федеральные законы "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
    Всего в 2014 году принято 5 федеральных законов, разработанных ФТС России, а также 8 проектов федеральных законов внесены Правительством Российской Федерации для рассмотрения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме того, в рамках законопроектной деятельности ФТС России участвовала в разработке 186 законопроектов, 349 проектов актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
    В 2014 году издано 68 нормативных правовых актов ФТС России, зарегистрированных Минюстом России. При этом ведомственная правовая база в сфере таможенного дела сокращена на 606 правовых актов в результате отмены устаревших или переиздания действующих актов.
    Также решались задачи по кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и подготовке Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. В рамках Объединенной коллегии государств - участников Таможенного союза с участием таможенных служб Белоруссии и Казахстана подготовлено и принято 86 решений по проблемным вопросам в целях единообразного применения таможенного законодательства Таможенного союза.
    В 2015 и последующих годах особое внимание, как и прежде, предполагается обращать на формирование поступления доходов в федеральный бюджет и создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику. Также необходимо продолжить мероприятия, направленные на сокращение сроков и упрощение порядка совершения таможенных операций, оптимизацию процедур декларирования и выпуска товаров с использованием информационных таможенных технологий, повышение результативности таможенного контроля до и после выпуска товаров на основе применения системы управления рисками. Важными направлениями работы остается защита отечественных производителей и охрана объектов интеллектуальной собственности и законных интересов правообладателей.
    Важно отметить, что российская таможенная служба активно подключилась к применению программно-целевого метода бюджетирования. За период 2012 - 2014 годов Правительством Российской Федерации было утверждено несколько десятков государственных программ. Указанные государственные программы представляют собой документы среднесрочного стратегического планирования, определяющие цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей Правительства Российской Федерации.
    ФТС России участвует в рамках своих полномочий в реализации 10 государственных программ по четырем направлениям. В частности, ФТС России является соисполнителем государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности" и участником государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика". ФТС России принимает участие в качестве ответственного исполнителя подпрограммы 5 "Совершенствование таможенной деятельности", которая является инструментом реализации приоритетов государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Указанные приоритеты определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года, Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации и Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.
    Подпрограмма представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области совершенствования таможенной деятельности. Цель подпрограммы - совершенствование таможенной деятельности в интересах содействия внешнеторговой деятельности путем ускорения товарооборота через таможенную границу и снижения издержек участников внешнеэкономической деятельности, защиты внутреннего рынка от некачественных и контрафактных товаров в интересах эффективной борьбы с административными правонарушениями и преступлениями в сфере таможенного дела, а также для обеспечения полного поступления доходов в федеральный бюджет.
    Задачи подпрограммы решаются в рамках нескольких основных мероприятий.
    Одно из них - дальнейшее качественное совершенствование субъектно-ориентированного подхода в рамках системы управления рисками.
    Большое значение имеет нормативное обеспечение обязательного представления отправителями грузов (транспортными экспедиторами) предварительной информации о товарах, перемещаемых железнодорожным транспортом и предполагаемых к перемещению через таможенную границу Таможенного союза, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия таких товаров на таможенную территорию Таможенного союза с учетом особенностей заполнения железнодорожных транспортных документов, предусмотренных международными соглашениями.
    Важным направлением работы остается категорирование участников ВЭД в целях определения степени выборочности таможенного контроля для участников ВЭД, чья деятельность характеризуется низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства.
    Все эти мероприятия направлены на решение задач по снижению административных барьеров, повышению качества таможенного контроля за счет внедрения выборочных методов таможенного контроля, повышения эффективности системы управления рисками.
    Субъектно-ориентированный подход к анализу и управлению рисками на основе отраслевого и автоматического категорирования участников ВЭД внедряется в таможенных органах Российской Федерации с учетом положений главы 6 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и в соответствии с положениями раздела 3 "Таможенный контроль" Таможенного кодекса Таможенного союза.
    В рамках применения отраслевого категорирования в перечни лиц, деятельность которых характеризуется низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, уже включено 270 крупных участников ВЭД, являющихся автопроизводителями, производственными предприятиями, импортерами мясной и рыбной продукции, экспортерами собственной продукции. На их долю приходится 9,5% от общего количества оформленных деклараций на товары и 13,1% от общей суммы перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей.
    В рамках применения автоматического категорирования по результатам комплексного анализа деятельности всех организаций, осуществляющих ввоз товаров в Российскую Федерацию (67,8 тыс.), к категории низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства отнесено более двух тысяч организаций-импортеров, на долю которых приходится более 40% от общего количества оформленных деклараций на товары и 52% от общей суммы таможенных платежей, взысканных при импорте товаров.
    Внедрение субъектно-ориентированного подхода в рамках СУР позволяет существенно сократить количество дополнительных проверочных мероприятий при декларировании товаров участниками ВЭД, отнесенными к категории низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства. Так, в настоящее время таможенный досмотр проводится лишь в отношении 0,7% товарных партий от общего количества товарных партий, оформленных данной категорией лиц, таможенная экспертиза - в отношении 0,13% товарных партий, запрос дополнительных документов, подтверждающих заявленные сведения, осуществлялся в отношении 1,3% товарных партий. Это на порядок меньше, чем в предыдущие годы.
    В среднесрочной перспективе перед таможенными органами в разрезе государственных программ стоят задачи внедрения технологии автоматической регистрации поданной декларации на товары в виде электронного документа; введения обязательного предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза водным транспортом; смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

    Литература

    1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) (в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.) // СЗ РФ. 2011. 8 августа. N 32. Ст. 4810; Бюллетень международных договоров. 2012. Май. N 5.
    2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) // СЗ РФ. 2010. 13 декабря. N 50. Ст. 6615.
    3. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. 25 июля. N 30 (ч. II). Ст. 3127.
    4. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. 29 ноября. N 48. Ст. 6252.
    5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://www.customs.ru.
    6. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru.


    Введение

    1.. Понятие, сущность и цели таможенного администрирования

    2.1 Таможенное администрирование перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств3

    2.2 Организация проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами при ввозе товаров и транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории

    Заключение

    Список использованных источников

    Введение

    Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации и Таможенного союза, целью которой является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

    Процесс глобализации мировой торговли требует адекватного совершенствования механизма ее организации, способов осуществления. Ее объекты становятся, с одной стороны, более комплексными и сложными, происходит интеграция торговли в единый воспроизводственный процесс, а с другой - упрощенными и доступными широкому кругу субъектов, что еще более разнообразит его содержание. Тем самым, и таможня оказывается вовлеченной не просто в осуществление торгового оборота, а в сложную систему производственно-технологических и торговых коммуникаций. Реалии нынешнего периода и прогнозные оценки специалистов объективно выдвигают в число первоочередных проблемы создания целостной, устойчивой, надежной, эффективной и адаптивной к возникающим ситуациям системы таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности и ее инфраструктурного обеспечения.

    Предоставление государственных услуг при таможенном оформлении в современных условиях основывается на нормах и принципах международных таможенных конвенций и соглашений, на международных стандартах качества серии ISO, а также с учетом вовлечения участников внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) в процесс подготовки законодательных и нормативных актов, создания условий для передачи части операций, выполняемых таможенными органами, околотаможенным организациям.

    Значимость научной разработки темы исследования выражается в:

    Необходимости использования научного подхода к решению проблемы совершенствования формата государственных и негосударственных систем при защитной деятельности от несанкционированных событий при осуществлении ВЭД;

    Остроте нерешенных проблем в сфере создания и функционирования системы инфраструктурного обеспечения ВЭД, необходимостью изучения, выявления негативных последствий от сложившихся и действующих подходов к организации администрирования;

    Необходимости разработки подходов и определения условий для эффективного управления деятельностью организаций инфраструктурного обеспечения таможенной службы с учетом передового зарубежного и отечественного опыта по созданию форм и отношений, учитывающих экономические, социальные географические особенности развития ВЭД;

    Ее роли в реализации в таможенном администрировании внешнеэкономической деятельности инновационно интегрированных организаций и предприятий, обеспечивающих формирование, поддержание и развитие таможенной инфраструктуры, и ее функционирование.

    Актуальность и недостаточная разработанность вопросов инновационного развития таможенного администрирования ВЭД определили выбор темы исследования.

    Цель диссертационного исследования состоит в научном обобщении сложившихся подходов к таможенному администрированию защитно-сервисных функций в сфере внешнеэкономической деятельности, разработки теории организации его инфраструктурного обеспечения и выработке на этой основе принципиально важных направлений ее инновационного развития.

    Исходя из данной цели, определены следующие задачи:

    Сформулировать основные характеристики состояния таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности и инфраструктурных потребностей для его эффективной реализации;

    Определить ключевые направления влияния международной торговли на национальные таможенные системы;

    Раскрыть механизмы повышения эффективности таможенных органов и их роль в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации;

    Установить главные инфраструктурные факторы, влияющие на эффективность внешнеэкономической деятельности отечественной таможни.

    Предметом исследования являются организационно-экономические, управленческие отношения, возникающие в ходе инновационного развития таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности.

    Глава 1. Теоретические основы таможенного администрирования

    1.1 Понятие, сущность и цели таможенного администрирования

    В социальных науках администрацией принято называть любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы реализовывать политику тех, кто принимает решения. Администрация - это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного и эффективного исполнения общественной политики и имеющая достаточно строгую иерархию власти.

    В узком смысле администрирование означает профессиональную деятельность государственных чиновников, направленную на осуществление решений руководства. В широком смысле администрирование - это не только профессиональная деятельность чиновников, но и вся система административных институтов с достаточно строгой иерархией, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. В этом случае понятие "администрирование" соответствует понятию "административно-государственное управление", представляющему собой особую социальную функцию, направленную на упорядочение развития в интересах всего общества, где государственный чиновник является социальным агентом власти. Государственное администрирование означает скоординированные групповые действия в государственных делах: 1) связанные с тремя сферами власти - законодательной, исполнительной, судебной и их взаимодействием; 2) имеющие важное значение в формировании государственной политики и являющиеся частью политического процесса; 3) в значительной степени отличающиеся от администрирования в производственной и культурной областях; 4) тесно связанные с многочисленными социальными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и организациях.

    Таким образом, администрирование представляет собой управленческий процесс более высокого и более масштабного уровня, чем менеджмент (в узком смысле). Административное управление направлено в основном на выработку и постановку масштабных и перспективных целей (организации, отрасли, региона, государства), а менеджмент - на реализацию поставленных задач и поиск оптимальных путей их решения. При этом администрирование, как и менеджмент, относится только к классу социального управления.

    Таможенное администрирование - такое функционирование организационной системы таможенного управления, которое, по сути, становиться инструментом реализации регулирующей и фискальной функций таможенных органов, повышения надежности и качества пограничного товародвижения и снижения уровня нарушений таможенных правил.

    1.2 Совершенствование таможенного администрирования на современном этапе

    На современном этапе таможенные органы Российской Федерации находятся в стадии активного институционального развития, которое осуществляется на фоне повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров. Таможенное администрирование осуществляется в сложных условиях, характеризующихся сохранением высокого уровня криминогенности внешнеторговой деятельности; функционированием фирм-«однодневок», недостаточно активным взаимодействием с налоговыми и правоохранительными органами, что приводит к созданию многоступенчатых схем уклонения от уплаты таможенных платежей.

    По-прежнему не в полной мере применяются международные стандарты, необходимые для применения торгово-логистических технологий, не развита система информирования таможенных органов о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда.

    Указанные обстоятельства обусловливают недостаточную эффективность традиционных методов и инструментов таможенного контроля и приводят к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям.

    В связи с этим все более острой является необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.

    Активно реализуемая в настоящее время в России административная реформа, непосредственно затрагивающая вопросы выбора методов государственного регулирования экономики, предполагает адаптацию к рыночным условиям и использование в сфере государственного администрирования наиболее эффективных методов, применяемых в управлении бизнес-процессами. В таких условиях эффективным методом управления в таможенной сфере должен стать подтвердивший свою эффективность в бизнес-администрировании контроллинг, представляющий собой инструмент, обеспечивающий интеграцию и взаимоувязку всех методов таможенного администрирования и позволяющий ориентировать процесс таможенного администрирования на достижение стоящих перед таможенными органами стратегических целей, тактических задач и определение критериев эффективности, ориентированных на конечный результат.

    Так, одной из ключевых стратегических целей администрирования таможенных платежей является полное и своевременное пополнение доходной части федерального бюджета. Данная стратегическая цель может быть конкретизирована в следующих тактических задачах:

    Обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных платежей;

    Выявление сокрытой налоговой базы и недостоверной информации при расчете участниками ВЭД таможенных платежей;

    Активизация применения выборочных методов таможенного контроля.
    Актуальность данных задач определяется тем, что от их реализации в значительной степени зависит реализация расходных обязательств государства. Дополнительные возможности увеличения доходной части федерального бюджета позволят успешно решать задачи макроэкономической стабильности и интеграции российской экономики в международное экономическое пространство. Создание четкой, прозрачной и единообразной системы таможенного контроля в рамках механизма таможенного администрирования позволит государству создавать и использовать финансовые инструменты повышения конкурентоспособности российских предприятий как за счет создания условий для их инновационного развития, так и за счет использования мер таможенной политики.

    В условиях нарастания фискальных рисков механизм таможенного администрирования должен приобретать принципиально новые формы. Для этого необходимо обеспечить совершенствование таможенного администрирования по следующим ключевым направлениям:

    Определение стратегических направлений администрирования таможенных платежей и концентрация ресурсов таможенных органов на приоритетных направлениях контроля за поступлением таможенных платежей;

    Более активный переход от проведения «тотального» таможенного контроля к концепции управления рисками, а именно, выявлению участников ВЭД, входящих в категорию повышенного риска неуплаты таможенных платежей;

    Совершенствование организации и технологии межведомственного взаимодействия таможенных органов и других органов государственной власти и управления;

    Усиление информационно-аналитического обеспечения правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности таможенных органов;

    Применение унифицированных таможенных документов и развитие системы декларирования товаров в электронной форме, что в итоге приведет к сокращению административных расходов.

    Комплексная реализация указанных задач позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

    Глава 2. Место таможенного администрирования в внешнеэкономической деятельности

    2.1 Таможенное администрирование перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств.

    Правовое, таможенное регулирование отношений в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - Таможенный союз) осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Положения Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) разработаны на принципах Международной конвенции об упрощении гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 г. в редакции Протокола от 26.06.1999 г. (Киотская конвенция).

    Таможенное администрирование в Российской Федерации осуществляется на базе действующего таможенного законодательства, основой которого являются Решения Комиссии Таможенного союза, устанавливающие порядок таможенного тарифного и нетарифного регулирования. Тарифное регулирование представлено Единым таможенным тарифом Таможенного союза, который представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, которые представляет собой систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) нормативно-правовой акт Таможенного союза. Вопросы нетарифного регулирования в Таможенном союзе устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза, которое в свою очередь утверждены решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. № 19. В настоящее время действует «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений», установленный решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. N 132. Кроме того, в Российской Федерации меры нетарифного регулирования установлены Федеральным Законом от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности Российской Федерации». Данным законом установлены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности, для обеспечения благоприятных условий ведения внешней торговли, защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

    Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации и Таможенного союза, целью которой является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с действующим таможенным законодательством посредством:

    1) таможенно - тарифного регулирования;

    2) нетарифного регулирования;

    4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

    На Правительство Российской Федерации возложено общее руководство таможенным делом, которое представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела обеспечивает Федеральная Таможенная Служба Российской Федерации (далее - ФТС России).

    Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему исполнительной власти, в деятельность которых при осуществлении ими своих функций не могут вмешиваться органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные объединения. Поэтому основные вопросы администрирования в области таможенного дела законодателем возложены на ФТС России.

    При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы либо образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, приобретшие статус иностранных товаров, считаются находящимися под таможенным контролем до:

    Помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

    Приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза;

    Помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения;

    Обращения в собственность государства - члена Таможенного союза;

    Фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза;

    Отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

    Признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

    Пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускается в порядке и на условиях, которые определены ТК ТС.

    При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками, под которой понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. Система управления рисками основывается на эффективном использовании административных ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства.

    Таможенное законодательство Таможенного союза устанавливает порядок и правила регулирования таможенного дела в государствах-членах Таможенного союза, а таможенное регулирование в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования при ввозе и вывозе товаров из/в Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое проводит протекционистскую политику, направленную на создание благоприятных условий для российских товаропроизводителей путем защиты внутреннего рынка товаров и услуг по средствам установления запретов и ограничений. Непосредственная же реализация задач в области таможенного дела возложена на ФТС России, правомочия которой не ограничиваются только исполнением функций по таможенному оформлению и таможенному контролю, но и установлению компетенции конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, созданию, реорганизации и ликвидации таможенных органов. Кроме того, ФТС России устанавливает регион деятельности таможенных органов, а также разрабатывает положения, инструкции и регламенты, осуществляет ведомственный контроль. Перечисленные правомочия таможенных органов являются эффективным средством, как таможенного администрирования внешней торговли, так и непосредственно подчиненных таможенных органов. Поэтому рассматриваемая тема магистерской диссертации: «Применяемые методы таможенного администрирования и их влияние на пропускную способность» является актуальной в условиях организации таможенного дела, как на современном этапе развития российского таможенного законодательства, так и на созданном с 01.01.2010 г. пространстве государств-членов Таможенного союза, в который входят таможенные органы России, Белоруссии и Казахстана.

    На основе системного анализа действующего таможенного законодательства Таможенного союза, Российской Федерации и международных договоров государств-членов Таможенного союза, в магистерской диссертации предстоит раскрыть формы и методы таможенного администрирования, применяемые российскими таможенными органами и их влияние на пропускную способность. В этой связи, для более разностороннего исследования поставленных вопросов в процессе обучения будут рассмотрены следующие аспекты таможенного администрирования, а именно:

    Система таможенных органов и их полномочия при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля;

    Развитие пунктов пропуска - государственная задача;

    Прибытие транспортных средств международной перевозки и ввоз иностранных товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

    Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками, применяемые формы таможенного контроля;

    Основания для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

    Меры обеспечения при таможенном оформлении ввозимых иностранных товаров;

    Пути совершенствования таможенного администрирования.

    На примере практической деятельности таможенных органов и их структурных подразделений раскрыты механизмы реализации форм и методов таможенного администрирования. Взяв за основу применяемые формы и методы таможенного контроля оценить их эффективность, будут рассмотрены проблемные стороны исследуемого материала, по результатам которого сделать выводы и дать предложения по совершенствованию применяемого таможенными органами механизма таможенного администрирования.

    Рассматриваемая проблематика представлена отдельными контрольными показателями эффективности деятельности таможенных органов их структурных подразделений, но не исследовалась комплексно. Иными словами предлагается рассмотреть причинно-следственные связи, влияющие на конечные показатели деятельности таможенных органов и их влияние на пропускную способность пунктов пропуска и, соответственно, развитие внешнеэкономической деятельности государства в целом.

    В связи с вводом в действие таможенного законодательства Таможенного союза на качественно новый уровень работы переходят и таможенные органы Таможенного союза. Нарабатываемая практика применения норм Таможенного кодекса Таможенного союза требует пересмотра отдельных форм и методов, ранее довольно успешно применяемых российскими таможенными органами, таможенного администрирования, применение которых зачастую приводило к неоправданным простоям транспортных средств международной перевозки, как при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации, так и во внутренних таможенных органах. Поэтому для успешного администрирования настало время совершенствования форм и методов таможенного администрирования путем совершенствования нормативно-правовой базы, как Таможенного союза, так и Российской Федерации. Так, в настоящее время, идет полным ходом правотворческая деятельность, устанавливающая новые принципы таможенного администрирования.

    В таможенных органах Российской Федерации совершенствование таможенного администрирования планируется осуществить за счет внедрения в практику таможенного оформления новых технологий таможенного оформления к которым можно отнести следующие:

    Внедрение института предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах;

    Использование полнофункциональной модели системы управления рисками с актуализированной ценовой информацией о ввозимых товарах в соответствии с особенностями конъюнктуры мирового рынка на момент осуществления соответствующей процедуры контроля;

    Возможности осуществления декларирования товаров и представления документов в электронной форме;

    Инфраструктурное развитие приграничных субъектов Российской Федерации, т.е. расположение в зонах таможенного контроля вдоль таможенной границы таможенно-логистических терминалов (далее - ТЛТ) за счет бизнес-сообщества в рамках государственно-частного партнерства;

    Снижение транспортной нагрузки на крупные города Российской Федерации, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом, а именно, таможенное оформление и таможенный контроль товаров производить с учетом видов транспорта, на которых перемещаются товары в местах приближенных к государственной границе;

    Обеспечение взимания в полном объеме обязательных к уплате таможенных платежей, при этом таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, полномочному принимать таможенные декларации.

    Кроме того, в рамках концепции развития таможенного администрирования немаловажное значение имеет организация деятельности самих таможенных органов Российской Федерации.

    Российская Федерация целенаправленно идёт по пути интеграции в мировое экономическое сообщество, совершенствуя свое национальное таможенное законодательство. Именно поэтому, сменяя друг друга, с 1993 года совершенствуется таможенное законодательство. Так, Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 года давал неограниченные возможности таможенным органам осуществлять таможенное администрирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, что и привело к необходимости пересмотру и совершенствованию применяемых форм и методов таможенного администрирования. Это, прежде всего, было связано с созданием условий для ускорения перемещения товаров через таможенную границу и снижения административного давления на бизнес со стороны таможенных органов. Приведение в соответствие норм национального таможенного законодательства к нормам международного таможенного законодательства являлось не только необходимостью, но и требованием международного экономического сообщества, применяющего общепринятые в мировой практике стандарты государствами-членами Всемирной торговой организации. Практически редакция Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года полностью соответствовала такого рода требованиям, однако, расширение таможенного пространства в пределах трёх государств России, Белоруссии и Казахстана, образование Таможенного союза потребовало унифицировать таможенное законодательство путем установления правил и норм, требованиям международного таможенного права. Таким образом, принятая Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества новая редакция Таможенного кодекса Таможенного союза, закрепила международные принципы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, а содержащиеся в статьях отсылочные нормы на нормативные акты государств-членов Таможенного союза дали возможность скорректировать национальное таможенное законодательство. В результате, в целях совершенствования государственного управления в сфере таможенного дела, обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, создания условий для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, обеспечения соблюдения прав и законных интересов лиц, перемещающих товары через таможенную границу Таможенного союза и Российской Федерации, был принят Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

    На таможенные органы законодателем возложены основные обязанности по таможенному администрированию таможенного дела в Российской Федерации. Для этого таможенным законодательством непосредственное управление таможенным делом возложено на таможенные органы Российской Федерации, которые составляют единую систему обеспечения исполнения положений таможенного законодательства в Российской Федерации. Образно говоря, система представляет собой пирамиду вертикальной подчиненности нижестоящих таможенных органов вышестоящим, а также их горизонтальным связям для целей исполнения контрольных функций. Так, во главе находится ФТС России, федеральный орган исполнительной власти, в функции которого входит организация таможенного дела. Данная правительственная структура включает в себя структурные подразделения, которые по своим направлениям осуществляют организацию таможенного оформления и таможенного контроля. В структуру ФТС России входят такие подразделения, как главные управления и управления. Правотворческая деятельность заключается в том, что на основе положений действующего таможенного законодательства, создавать перспективные технологии, формы таможенного оформления и таможенного контроля исходя из основных направлений деятельности и возложенных на них функций. В структуру ФТС России входит более 20 управлений регулирующих различные направления деятельности, как администрирование непосредственно самой структуры таможенных органов, так и вопросов администрирования организации внешнеторговой деятельности, возложенных действующим таможенным законодательством. Для примера можно выделить ряд структурных подразделений ФТС России, которые образно можно отнести к основным, в обязанности которых, вменены функции по подготовке, утверждению и организации исполнения нижестоящими таможенными органами нормативно-правовых актов по таможенному администрированию таможенного дела в Российской Федерации, а именно:

    Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС РФ практически одно из основных структурных подразделений ФТС России в обязанности которого входит создание технологий, инструкций и порядков которые, основной целью кот является эффективное пополнение федерального бюджета. ГУ ОТО и ТК ФТС России ведет такие направления своей деятельности, как организация таможенного оформления в торговом и неторговом обороте, организации контроля за таможенным транзитом, развития перспективных таможенных технологий, организации функционирования пунктов пропуска и взаимодействия с контрольными органами и др.;

    Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России посредствам своих структурных подразделений обеспечивает исполнение закона «О таможенном тарифе РФ» осуществляя администрирование данного направления, издает обязательные для исполнения технологии, как правильности определения таможенной стоимости, так и взимания причитающихся таможенных платежей представлено такими подразделениями, как отделом таможенной стоимости, таможенных платежей;

    Главное управление информационных технологий также является ключевым структурным подразделением ФТС России которое занимается обеспечением таможенного оформления по средствам новейших информационных технологий, позволяющих при минимальной затрате сил получать максимальный по эффективности результат. На современном этапе вообще не представляется деятельность таможенных органов без поддержки новейших электронных технологий, которые применяются практически на всех этапах таможенного оформления и таможенного контроля и, как результат, введение электронного декларирования, которое позволяет производить таможенное оформление на расстоянии;

    Управление товарной номенклатурой ФТС России обеспечивает не только надлежащее использование ТН ВЭД ТС, но и принимает предварительные решения о классификации товаров;

    На главное управление нетарифного регулирования, валютного и экспортного контроля возложены функции по контролю за исполнением положений установленных законом «О государственным регулировании внешнеторговой деятельности»;

    Управление таможенной статистики и анализа ФТС России на основании формируемой таможенными органами информации представляет в Правительство РФ статистику внешнеторговой деятельности, на основании которой, Правительство РФ определяет перспективные пути направления внешнеторговой деятельности РФ.

    Немаловажную роль в таможенном администрировании принимают такие структурные подразделения ФТС России как Аналитическое управление ФТС России, Главное организационно - инспекторское управление ФТС России, Правовое управление ФТС России и, конечно же, правоохранительные подразделения ФТС России. Следует отметить, что законодательной инициативой по подготовке и изданию нормативно правовых актов обладает только ФТС России.

    В целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 г. № 1789-р, п. 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 г. № 679, на вышеперечисленные структурные подразделения ФТС России возложены обязанности по разработке и утверждению административных регламентов по исполнению государственной функции ведения Реестров, отнесенных к ее компетенции.

    На региональном уровне, организацией работы по контролю за реализацией нижестоящими таможенными органами (таможнями и таможенными постами) задач по выполнению контрольных показателей по наполнению Федерального бюджета страны, осуществляют подразделения службы организации таможенного оформления и таможенного контроля. Именно на данную службу возложены вопросы организации деятельности пунктов пропуска, что очень важно в связи с генеральной линией Правительства Российской Федерации о переносе таможенного оформления в приграничные зоны таможенного контроля. Если рассмотреть деятельность таможенных органов, относительно их месторасположения, то на примере Северо-Западного Федерального округа наиболее ярким представляется Северо-Западное таможенное управление (далее - СЗТУ ФТС России). В связи с большой протяженностью контролируемой таможенными органами СЗТУ ФТС России внешней таможенной границы ТС и РФ большинство таможенных органов является пограничными. С момента пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы, для целей таможенного оформления товары направляются под таможенным контролем в таможенные органы в регионе деятельности которых грузополучатели помещают ввезенные иностранные товары под избираемые таможенные процедуры. Контроль за данным направлением деятельности нижестоящих таможенных органов возложен на отдел по контролю за таможенным транзитом. Именно поэтому данному направлению деятельности уделяется достаточно большое внимание, а вопросы развития пунктов пропуска и администрирования данного направления отнесены к компетенции отдела организации функционирования пунктов пропуска и взаимодействия с контрольными органами. Отдел таможенных процедур и таможенного контроля осуществляет работу направленную, как на безусловное исполнение нижестоящими таможенными органами инструкций и других предписаний ФТС России, направленных на эффективную собираемость таможенных платежей, так и на контроль за выполнением условий помещения товаров и транспортных средств под избираемые участниками ВЭД таможенные процедуры. Отдел координации и применения системы управления рисками анализирует и контролирует применение таможнями и таможенными постами региона рисков при таможенном оформлении и таможенном контроле за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу и помещаемыми под таможенные процедуры. Кроме того, в структуре данной службы есть отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, который организовывает и координирует деятельность таможенных органов региона на совершенствование форм, методов таможенного контроля и эффективного применения средств технического контроля.

    Пограничная направленность деятельности большинства таможенных органов СЗТУ ФТС России требует повышенного внимания организации таможенного оформления товаров и транспортных средств, как перемещаемых через таможенную границу, так и помещаемых под избираемые таможенные процедуры. Практически по каждому виду транспорта, перемещающему иностранные товары в целях эффективного таможенного администрирования, ФТС России разработаны инструкции порядка действия должностных лиц таможенных органов осуществляющих оформление и контроль на различных видах транспорта. Кроме того, широко внедряемая система электронного декларирования позволяет помещать ввозимые иностранные товары под таможенные процедуры, производя их удаленный выпуск. Иными словами, применение такого рода технологий позволяет производить документальное оформление ввозимых товаров таможенным органом, в регионе деятельности которого находится грузополучатель, а фактический таможенный контроль производит таможенный орган места прибытия товаров.

    Основой деятельности вышеперечисленных структурных подразделений службы организации таможенного контроля, является безусловное исполнение таможенного законодательства ТС и РФ, направленного на усиление таможенного контроля нижестоящими таможенными органами (таможнями и таможенными постами), а именно:

    Проведение анализа правоприменительной практики применения эффективности изданных Решением Комиссии Таможенного союза и ФТС России нормативно - правовых актов;

    Выполнение таможенными органами устанавливаемых контрольных показателей, эффективность их деятельности;

    Совершенствование применяемых таможенными органами форм и методов таможенного администрирования, направленных на усиление таможенного контроля;

    Проведение плановых и внеплановых проверок деятельности нижестоящих таможенных органов;

    Участие в комплексных и служебных проверках таможенных органов, в том числе и в других региональных управлениях, организуемых ФТС России;

    Направление в таможни запросов по различным аспектам таможенного администрирования, на основании анализа которых, представляются отчеты характеризующие организацию работы таможенных органов и их структурных подразделений по направлениям их деятельности;

    Представление предложений руководителю регионального таможенного управления о путях совершенствования таможенного администрирования, а в случае необходимости принятия решения на уровне ФТС России, обоснование целесообразности совершенствования форм таможенного контроля;

    Рассмотрение жалоб и предложений поступающих, как от участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), так и таможенных органов региона;

    Принятие мер по совершенствованию форм таможенного оформления, внедрения передовых технологий с применением электронных средств вычислительной техники;

    Совершенствование, как структур таможенных органов, так и целесообразность выдачи Свидетельств юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела;

    И другие функциональные обязанности, входящие в компетенцию структурных подразделений РТУ.

    Основным звеном таможенного администрирования выступают, структурные подразделения таможен именно на них, возлагаются задачи по непосредственному исполнению технологий таможенного оформления и таможенного контроля. Структура таможни аналогична структурам вышестоящих таможенных органов и представлена аналогичными структурными подразделениями. В таможне так же ведутся такие направления деятельности, как организации таможенного оформления и таможенного контроля (отдел организации таможенного контроля, отдел таможенных процедур, отдел применения систем управления рисками, отдел таможенных процедур и таможенного контроля, отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными веществами, отдел контроля за таможенным транзитом и др.), экономического блока (отдел таможенной статистики, отдел таможенной стоимости, отдел таможенных платежей, отдел валютного контроля, и др.), правоохранительного блока и др. Именно эти структурные подразделения таможни непосредственно принимают участие в реализации административных регламентов, инструкций, технологий утвержденных ФТС России.

    Первичным звеном таможенного оформления и таможенного контроля представлены таможенные посты. В структуру таможенного поста в зависимости от места его расположения (пограничного или внутреннего), а так же категории (высшей, первой, второй и др.) входят такие структурные подразделения как: отдел таможенного оформления и таможенного контроля, отдел таможенного досмотра, отдел либо отделение контроля за таможенным транзитом. В основном таможенные посты не обладают статусом юридического лица, являясь подразделениями таможен. Однако, ТК ТС предусмотрены таможенные посты обладающие правом юридического лица, как правило, это региональные таможенные органы входящие в структуру центральной акцизной и энергетической таможен непосредственного подчинения ФТС России.

    Таким образом, из вышеизложенного следует: таможенные органы представляют собой федеральные органы исполнительной власти, действуют от имени государства и наделены властными полномочиями, позволяющими им осуществлять, как организационно-распорядительную, правоохранительную деятельность, так и фискальную функцию в сфере таможенного дела при помощи используемых ими форм и методов. К таможенным органам относятся: Федеральная Таможенная служба России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

    В соответствии с 2 главой Федерального Закона РФ «О таможенном регулировании в РФ» ФТС России устанавливает местонахождение, регионы деятельности и полномочия таможенных органов, как для непосредственно подчиненных ФТС России, так и для таможенных органов, расположенных в федеральных округах и осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств. Так, например, местонахождение и регион деятельности таможенных органов СЗТУ ФТС России, установлен приказом ФТС России от 31.08.2009 г. № 1591. ФТС России устанавливает компетенцию таможенных органов по совершению операций, как с отдельными категориями товаров (временно ввозимыми (в том числе, с применением карнета АТА), подакцизными, углеводородов (нефть, нефтепродукты, природный газ), электроэнергии и др.), так и таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых различными видами транспорта (воздушным, морским (речным) железнодорожным, автомобильным). Кроме того, в целях совершенствования структуры таможенных органов, ФТС России вправе создавать дополнительные таможенные органы либо ликвидировать существующие, а также устанавливает компетенцию по таможенному оформлению товаров и транспортных средств при их помещении под избираемые декларантами таможенные процедуры. Наделение ФТС России вышеперечисленными правами диктуется необходимостью исполнения закона о федеральном бюджете, в соответствии с которым Министерство финансов России доводит ФТС России сумму доходов федерального бюджета на плановый период, администрируемых ФТС России, которая в свою очередь уже доводит контрольные показатели по сбору таможенных платежей до РТУ, таможен и таможенных постов.

    Требования таможенных органов по таможенному администрированию вытекают из их функциональных обязанностей и правомочий, установленных Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», к основным из которых можно отнести следующие:

    Требовать документы и сведения, которые обязательны для представления при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

    Принимать меры для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации;

    Получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций;

    Производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;

    Осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

    Устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля и другие правомочия.

    В соответствии с действующим таможенным законодательством, для возможности перевозчику ввезти иностранные товары и транспортные средства международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза предшествуют определенные, установленные предварительные формальности, которые на уровне таможни должны быть выполнены еще до их фактического ввоза. Предварительное исполнение такого рода формальностей дает право перевозчикам перемещать товары и транспортные средства через таможенную границу Таможенного союза, заявляя их таможенному органу от собственного имени путем внесения сведений в свои стандартные транспортные и товаросопроводительные документы.

    Товары и транспортные средства, являющиеся предметом внешнеторговой сделки, независимо от вида договора (купли-продажи или строительства) должны быть перемещены по морю, воздуху, по суше или путём комбинации этих видов транспорта. Если транспортировка осуществляется только одним видом транспорта, перевозка называется прямой, а если применяется несколько видов транспорта, то имеется в виду смешанная или комбинированная перевозка.

    Прямые международные перевозки регулируются международными конвенциями. Они признаны многими странами и имеют большой практический эффект. Важнейшими из них являются:

    Автомобильные перевозки (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов по дорогам /КДПГ/ (г. Женева, 1956 г.);

    Железнодорожные перевозки («Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов» (ЦИМ - Приложения В к Конвенции о международных железнодорожных перевозках КОТИФ), Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС - действующая с 01.11.1951 г.) с дополнением Приложения 22 «Руководства по накладной ЦИМ/СМГС» (действующим с 01.08.2006 г.), а также двусторонние договора с Финляндией, Ираном, Турцией и Австрией.

    При осуществлении перевозок морским (речным) видами транспорта (Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Брюссель 25.08.1924 г.) и Протокол об изменениях международной Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте (Брюссель 23.02.1968 г.) - Правила Висби, Конвенция ООН о морской перевозке грузов (г. Гамбург 30.03.1978 г.), Кодекс торгового мореплавания РФ - 1999 г.);

    Авиаперевозки (Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (г. Варшава, 12.10.1929 г.) с изменениями - Гаагский протокол 1955 г., дополнения - Гвадалахарская Конвенция по унификации некоторых норм, связанных с международной авиаперевозкой 1961 г.);

    На основании вышеперечисленных норм международного права, осуществляется декларирование перевозчиками перемещаемых через таможенную границу своих транспортных средств международной перевозки, а также товаров, которые нашли свое отражение в таможенном законодательстве Таможенного союза (ст. 159 ТК ТС).

    Кроме того, как по национальным, так и по международным нормам права, товары должны перемещаться в транспортных средствах международной перевозки, специально предназначенных для перевозки различных категорий товаров. При этом, если по условиям перевозки необходимо исключить к ним доступ, то такие транспортные средства, контейнеры или съемные кузова должны быть допущены для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями. Такого рода допущения осуществляют таможенные органы только при условии, что транспортные средства, контейнеры или съемные кузова сконструированы и оборудованы таким образом, что:

    Таможенные пломбы и печати могут быть наложены простым и надёжным способом;

    Товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузового помещения транспортного средства или вложены в неё без оставления видимых следов вскрытия грузового помещения транспортного средства или повреждения таможенных пломб и печатей;

    В транспортном средстве и его грузовых помещениях отсутствуют потайные места для сокрытия товаров;

    Все места, в которых могут находиться товары, легко доступны для таможенного осмотра.

    Выполнение вышеперечисленных таможенных формальностей по допущению транспортных средств обязательно для перевозки товаров таможенным перевозчиком либо когда такое допущение предусмотрено международным законодательством.

    В случае, если лицо, перемещающее иностранные товары заблаговременно не позаботится о выполнении требований таможенного законодательства, связанного с необходимостью их перевозки под таможенными пломбами и печатями, то таможенный орган отправления вправе потребовать от перевозчика проведения освидетельствования транспортного средства, контейнера или съемного кузова, что может повлечь увеличение срока таможенного оформления и, соответственно, непроизводительного простоя. При этом убытки за простой транспортного средства будет нести перевозчик, а законное требование таможенного органа, приведшее к задержке таможенного оформления, не подлежит компенсации со стороны государства. На практике это приводит в весьма значительным издержкам для перевозчиков, при чем не всегда оправданным. Так, например, имеет место проблема освидетельствования судов смешанного река-море плавания, в целях международной перевозки товаров на внутренних водных путях Российской Федерации под таможенными пломбами и печатями. Данная проблема неоднократно ставилась перед ФТС России и, следует отметить, что предложения перевозчиков нашли понимание со стороны ГУ ОТО и ТК ФТС России по её решению. Позиция морских-речных перевозчиков сводится к тому, что нормы международных договоров Российской Федерации и действующее таможенное законодательство Таможенного союза не устанавливают порядок освидетельствования и допуска судов к перевозкам товаров под таможенными пломбами и печатями и, соответственно, не должны распространяться на товары, перевозимые судами смешанного река-море плавания.

    Подобные документы

      Законодательное регулирование деятельности таможенных органов РФ в области международных воздушных перевозок. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств при ввозе, вывозе и перемещении на склад в зоне деятельности Внуковской таможни.

      дипломная работа , добавлен 18.05.2014

      Понятие и основные положения таможенного оформления. Прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации и убытие товаров с её таможенной территории. Порядок таможенного оформления товаров незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ.

      курсовая работа , добавлен 10.06.2011

      Порядок подачи и принятия таможенной декларации. Операции таможенного оформления товаров и транспортных средств. Сущность этапов контроля таможенных платежей, досмотра и выпуска. Мероприятия по повышению эффективности таможенного администрирования.

      курсовая работа , добавлен 03.09.2010

      Общие положения, относящиеся к таможенному контролю, формы и порядок проведения. Организация и порядок проведения экспертиз и исследований. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров. Эффективность таможенного контроля.

      дипломная работа , добавлен 17.05.2011

      Порядок проведения таможенной процедуры ввода транспортных средств международной перевозки, правила оформления специальных документов, ответственные органы. Обстоятельства и условия, допускающие снятие товаров (в том числе ТСМП) с таможенного контроля.

      реферат , добавлен 27.11.2009

      Общие положения о таможенном контроле, осуществляемом таможенными органами Таможенного союза. Формы и порядок проведения таможенного контроля и досмотра. Применение таможенного осмотра и таможенного досмотра в отношении товаров и транспортных средств.

      курсовая работа , добавлен 17.11.2014

      Основные положения таможенного контроля, оформления и выпуска товаров и транспортных средств. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров на водном транспорте. Проблемы совершенствования организации таможенного оформления и таможенного контроля.

      курсовая работа , добавлен 07.05.2015

      Понятие, формы, способы и средства производства таможенного контроля. Сущность и основные элементы таможенного оформления. Пути совершенствования таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств с применением электронного декларирования.

      курсовая работа , добавлен 04.03.2014

      Основные положения таможенного оформления, целью которого является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Прибытие товаров на таможенную территорию, их временное хранение. Полномочия таможенного брокера, переводчика.

      реферат , добавлен 09.02.2011

      Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза. Процедуры таможенного контроля на морском транспорте при прибытии и убытии судна с таможенной территории. Направления оптимизации таможенного администрирования.

    Как нами было выяснено ранее, взимаемые таможенными органами платежи взыскиваются (уплачиваются) в том государстве-члене Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, в валюте этого государства. При этом взнос денежных средств осуществляется на единый счет уполномоченного органа - "счет, открытый уполномоченному органу в национальном (центральном) банке, либо в уполномоченном органе, имеющем корреспондентский счет в национальном (центральном) банке, для зачисления и распределения поступлений между бюджетами государства - члена Таможенного союза ".

    Уполномоченными органами выступают государственные органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджета страны: в России - Федеральное казначейство РФ, в Беларуси - Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь, в Казахстане - Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, в Армении - Центральным казначейством Республики Армения.

    В настоящее время в качестве единого счета в России выступает открытый Межрегиональному управлению Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации " счет № 40101810400000010153. Федеральная таможенная служба России стала администратором платежей, поступающих на этот счет. И в зависимости от того, куда в дальнейшем поступают эти средства, их можно разделить на три группы 1 (рис. 7):

    Рис. 7. Группы платежей, администрируемые таможенными органами России

    К первой группе относятся таможенные платежи, которые распределяются между странами Таможенного союза на основе специально созданного для этого механизма.

    Часть платежей, подлежащих перечислению другим государствам-членам Таможенного союза (Казахстан, Беларусь, Армения) с единого счета поступает на корреспондентские счета, открытые в Центральном банке Российской Федерации Национальному Банку Республики Казахстан, Национальному Банку Республики Беларусь и Центральному Банку Республики Армения по следующей схеме (рис. 8):

    Рис. 8. Механизм взимания и распределения платежей, администрируемых таможенными органами России, с применением единого счета

    Примечание:

      Уплата (возврат) платежей на единый счёт;

      Идентификация платежей третьей группы в качестве платежей первой или второй групп;

      Распределение платежей первой группы в соответствии с нормативами, предусмотренными Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;

      Перечисление платежей первой группы на корреспондентские счета уполномоченных органов в Центральном банке Российской Федерации;

      Зачисление платежей на счета бюджетов государств-членов Таможенного союза.

    Доля Российской Федерации перечисляется на балансовый счет 40105 "Средства федерального бюджета ", открытый Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации и предназначенный для учета средств федерального бюджета России.

    Распределение денежных средств от уплаты таможенных платежей и сборов осуществляется согласно нормативам распределения, установленным для: Республики Беларусь в размере 4,65 %, Республики Казахстан в размере 7,25 %, Российской Федерации в размере 86,97%, Республики Армения в размере 1,13%.

    Отнесение к данной группе специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных Евразийской экономической комиссией, связано с тем, что п. 3 ст. 28-1 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам предусмотрено, что они подлежат зачислению и распределению в бюджеты государств - членов ТС.

    Ко второй группе относятся платежи, которые напрямую попадают в бюджеты соответствующего государства - члена Таможенного союза. Сюда относятся платежи, которые в полном объеме с единого счета поступают на счет 40105 "Средства федерального бюджета ". Если платежи первой группы используются в первую очередь в целях протекционистской защиты товаров ТС, то взимание второй группы платежей направлено на иные цели: их взимание, во-первых, позволяет сбалансировать налоговые режимы в отношении иностранных и российских товаров, а во-вторых, является очень важным источником доходной части федерального бюджета (в последние годы на них приходится 80-90% платежей, перечисляемых таможенными органами в федеральный бюджет России).

    Третью группу составляют платежи, которые числятся на едином счете и остаются, как правило, имуществом лица, внесшего платежи, до наступления установленных в таможенном законодательстве событий (действий). С наступлением таких событий (действий) платежи распределяются между государствами - членами ТС, перечисляются в федеральный бюджет или возвращаются плательщику. В качестве таких событий (действий) может выступать распоряжение лица, внесшего платежи, решение об обращении на них взыскания таможенным органом и т.д. Так, авансовые платежи уплачиваются на единый счет и на нем числятся до 1:

    1. их идентификации в качестве таможенных платежей на основании распоряжения внесшего лица таможенному органу;

    2. их идентификации в качестве денежного залога на основании распоряжения внесшего лица таможенному органу;

    3. обращения таможенным органом взыскания на них;

    4. возврата их внесшему лицу на основании заявления.

    Также входящие в третью группу предварительные специальные, предварительные антидемпинговые и предварительные компенсационные пошлины, введенные Евразийской экономической комиссией, распределяются между государствами - членами Таможенного союза только в случае, если по результатам специально проведенного расследования Евразийской экономической комиссией принято решение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; в противном случае со счета 40101 средства возвращаются плательщику.

    Следовательно, третья группа платежей потенциально- платежи первых двух групп, но их идентификация в качестве таковых происходит только при наступлении определенных таможенным законодательством событий.

    Новый доклад ЦСР «Таможенное администрирование: что делать?» подготовлен совместно с экспертами РАНХиГС и ВАВТ. Авторы подробно анализируют существующие проблемы и предлагают ряд системных, радикальных мер по улучшению ситуации. Основной целью изменений являются улучшение собираемости таможенных пошлин и налогов, повышение достоверности таможенного декларирования при одновременном упрощении процедур и сокращении затрат предпринимателей.

    К основным недостаткам существующей системы таможенного администрирования авторы относят: многоэтапность таможенного оформления, многократное предоставление сведений и их дублирование на бумажных носителях; разобщенность контрольных функций налоговых и таможенных органов; принудительное удержание оборотных средств компаний на счетах Федерального казначейства в виде авансов и денежного залога; подмену системы управления рисками «тарифной сеткой» (стоимостными профилями риска); слабую аналитическую работу в рамках системы анализа рисков и управления ими. Таким образом, затратные технологии контроля не гарантируют его надежности, считают авторы, образуют информационные разрывы для фискального контроля, а сосредоточенность на незыблемости сложившихся процессов не позволяет адекватно реагировать на новые вызовы: таможенное оформление товаров, подверженных высокому уровню налогообложения в других странах – членах ЕАЭС или значительные темпы роста ввоза товаров без уплаты таможенных платежей через каналы интернет-торговли, например.

    Следует отметить, что существующие программные документы ориентированы на постепенные улучшения таможенного администрирования. При этом они сохраняют базовые технологии и бизнес-процессы неизменными, а значит, консервируют и основные проблемы. Особого внимания заслуживает вступивший в силу с 1 января 2018 года Таможенный кодекс ЕАЭС. На данный момент правовые документы базируются на консервативных подходах к выстраиванию таможенного контроля и фиксации устоявшихся многоэтапных технологий, а обновление таможенного законодательства не изменяют ситуацию в целом.

    • перенос контроля в фискальных целях на этапы до ввоза товаров и после их выпуска для внутреннего потребления; постепенная замена физического контроля товаров на анализ информации о них;
    • установление сквозного контроля движения товаров и совершения сделок с ними с момента ввоза до конечного потребления или реализации в розницу;
    • разделения фискальных и нефискальных функций контроля и их перераспределения между контролирующими (надзирающими) органами.

    Предлагаемая авторами доклада структура бизнес-процессов логически сонаправлена и частично пересекается с существующим подходом ФТС, сохраняющим в той или иной степени основные базовые элементы существующей системы таможенного администрирования. За счет инструментов, описанных в докладе, как полагают авторы, в целевой структуре бизнес-процессов перечисленные недостатки будут исключены для всех участников ВЭД (а не только для группы с низким уровнем риска). До определенного этапа планы ФТС могут развиваться параллельно с предлагаемыми в докладе изменениями и в итоге стать основой для внедрения более системного единого механизма таможенного и налогового администрирования.

    В качестве направлений реализации изменений предлагаются следующие:

    1) Развитие информационных технологий. Результатом станет возможность проведения первичного контроля до ввоза товаров и транспортных средств, обязательное предварительное декларирование товаров в электронной форме, а также проведение первичного анализа предоставленных сведений обеспечения прослеживаемости передвижения товара вплоть до розничного потребителя.

    2) Обновление системы управления рисками , цель которой должна заключаться в обеспечении соответствия товаров принятым к учету сведениям, указанным при их декларировании. Система рисков должна реагировать на «нетипичное поведение» перевозчика, импортера и иных лиц, задействованных в цепочке поставок, а также на иные индикаторы.

    3) Разработка и внедрение системы генеральных финансовых гарантий , которые будут покрывать исполнение обязательств по уплате таможенных платежей на определенный период, а не на партию. Размер гарантии предлагается рассчитывать предварительно до ввоза товара на основе заключенного договора с применением повышающих или понижающих коэффициентов.

    4) Формирование требований к бухгалтерскому учету или системе учета товаров для таможенных целей. Фиксация сведений об импортере и товарах, следующих в его адрес, в пунктах пропуска с использованием данных, имеющихся у налоговой службы, минимизирует риски уклонения импортера от выполнения обязанностей по таможенному оформлению товаров и уплаты таможенных платежей в отношении ввезенных товаров, поскольку в системе фискального контроля уже имеются сведения о внешнеторговой и иной хозяйственной деятельности этого лица, в эту же систему попадают сведения о совершенной трансакции.

    5) Взаимодействие таможенных и налоговых органов , подразумевающее объединение информационных баз данных таможенных и налоговых органов (или обеспечение связности между ними в непрерывном режиме); разработку подходов по сближению методов контроля и передачу налоговым органам функций взимания косвенных налогов при импорте товаров с последующей передачей ФНС функции администрирования всех таможенных платежей. В результате контроль ввезенных товаров и сделок с ними до их розничной реализации перейдет к налоговым органам по месту учета компании-импортера.

    6) Меры нефискального контроля. Переход на интегрированный контроль в пунктах пропуска потребует уточнения функций государственных контролирующих органов, чтобы, с одной стороны, исключить дублирование, а с другой – избежать разрывов, когда на факты нарушений не может отреагировать ни один из контролирующих органов.

    7) Изменение подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов (KPI) с переориентацией на показатели затратности для бизнеса и государства и эффективности по уровню достоверности декларирования товаров и собираемости таможенных платежей. В основу методик расчета KPI должна лечь оценка налоговых разрывов и соотношения легально или с нарушением правил ввезенных товаров и скорость контроля при пересечении таможенной границы с учетом его стоимости для бизнеса и государства. При этом авторы полагают, что полноценное изменение системы мотивации таможенных органов и ее переориентация на показатели затратности (для бизнеса и государства) и эффективности (уровень достоверности декларирования или собираемости таможенных платежей, исходя из фактического или прогнозируемого объема товарооборота) невозможно без изменения подходов к бюджетному планированию, включения в него механизмов формирования резервов на случай недосбора таможенных и налоговых платежей в связи с изменением внешнекономической и внутренней конъюнктуры, создания автоматических бюджетных стабилизаторов и разработки других механизмов.

    8) Соответствующее материально-техническое оснащение пунктов пропуска (таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, транспортного).

    9) Подготовка и переподготовка кадров .

    10) Меры правового характера , включая изменения в законодательстве ЕАЭС. Значительная часть предлагаемых изменений может быть осуществлена на основе положений национального законодательства при условии его уточнения.

    Изменения предлагается провести в три этапа, с помощью которых авторы рассчитывают добиться следующих результатов:

    • сокращение сроков выпуска товаров;
    • повышение прозрачности принимаемых таможней решений;
    • снижение административных издержек для бизнеса (ориентир – ОЭСР);
    • повышение уровня собираемости таможенных и налоговых платежей;
    • сокращение расходов государства на организацию контроля.

    Среди основных рисков авторы доклада отмечают возможные трудности при согласовании законодательных изменений как в рамках российского законодательства, так и в рамках ЕАЭС, бюджетные риски и сопротивление со стороны компаний–посредников, чей бизнес претерпит изменения.